В связи с тем, что я «болен» статистическим управлением качествами, то поделюсь своим мнением и знаниями на данную тему.
Можно выделить качества технические. Они заданы идеальными размерами и допусками – интервалами, в которых возможно отклонение от идеального размера. Эти допуска принято обозначать 3 Сигма. Изделие, выполненное с такими допусками считается качественным.
В Lean когда позволяет ситуация работают над тем, чтобы снизить уровень неопределенности отклонений размеров. Ставится инженерам и исполнителям задача подтягивать 3 Сигма максимально близко к идеальному размеру, то есть стремятся превратить 3 Сигма в 2 Сигма, а затем в 1 Сигма.
Это приводит к тому, что износ деталей при их работе снижается и у потребителя повышается срок использования продукции. Плюс происходит улучшение технологий и процессов производства, что зачастую открывает перед компанией новые возможности и в других направлениях.
Можно выделить качества организационные. Здесь можно выделить организацию надежной повторяемости изготовляемой продукции или услуг – это обеспечивается процессом производства продуктов и услуг. Здесь же можно выделить организацию проектных работ для производства новых продуктов и услуг. Здесь же можно выделить организацию гибкой перестройки процессов в случае изменений внешней или внутренней среды.
Можно выделить качества психологические – это когда проявляется уважение к сотрудникам, партнерам и клиентам (бирюзовость).
Можно выделить качества организационно – психологические – это когда для снижения рисков, условно обозначаемых теми же 3 Сигма проводятся проектные работы(в том числе технические) по облегчению и улучшению работы сотрудников, партнеров или клиентов. Проектные работы превращают в процессы, чтобы масштабировать и распространить передовой опыт.
Можно выделить качества – риски. К ним относят политические, экономические, финансовые, логистические, техногенные, природные и т.п. Актуальные для компании риски стремятся наблюдать и исследовать статистически. Им также присваивается индекс 3 Сигма. Организационно стремятся найти подходящие решения, чтобы снизить эти риски. Какие то решения становятся процессными и они прописаны например в ИСО 9001, а какие то подходящие решения принимают непосредственно исходя из ситуации.
Подходящими решениями как правило являются те, что закрывают уже имеющуюся на рынке потребность. Потребность может быть сформированной и выражена конкретной продукцией, находящийся в дефиците или доступной не широкому кругу лиц. Потребность может быть на какую то деятельность, которую с успехом могут закрыть новые, еще не существующие на рынке продукты или услуги. В этих направлениях в основном производят организационное, техническое, кадровое и партнерское развитие. В связи с тем, что потребность чаще всего носит циклический спрос, то предпочитают развивать организационную гибкость и бережные отношения к сотрудникам и партнерам.