Короче мысли такие
Если глобально про воспитание говорить, то есть две парадигмы: диктатура и демократия. Диктатура в правильных руках обеспечивает невероятные результаты ценой человеческих судеб.
Но для конкретной личности эти успехи не всегда важны и гарантия прав и свобод оказывается лучшим вариантом, даже если ради этого приходится отказываться от амбициозных планов.
Если с точки зрения личного развития смотреть:
Либо тебя кем-то назначают, либо ты тратишь время на поиски себя. И плата за эти поиски - время. Найдя себя, ты не обязательно станешь лучшим, но зато будешь счастлив.
Я бы сказал, что вся книга вообще о том какое разное счастье. Азиатское счастье - это социальное счастье. И главное в нем одобрение общества и признание. А европейское счастье - это индивидуальная штука.
Я считаю, что не стоит возводить ничего в абсолют. Это что касается европейской системы воспитания последнего десятилетия, с их "ну вот вырастет и решит, мальчик он или девочка". Утрирую, но суть ясна, надеюсь. С другой стороны, советское воспитание, которое я скорее отношу к "восточному" и диктату, военной модели поведения, перенесённой на общество, с минимумом индивидуализма.
Что там, что там есть свои плюсы и минусы, но я сегодня для себя определяю, что минусы радикализма и однозначного склонения к одной из сторон ваще не стоят плюсов. Этим мне и нравится конец книги, сюжетная ветка с теннисом.