В эфире радио
@truekpru мы много и горячо спорили с Максимом по поводу больших инфраструктурных проектов. Я такие проекты всегда приветствую, потому что прекрасно понимаю, что, несмотря на временные сложности, они приносят большое количество дивидендов.
Московская сеть общественного транспорта позволяет смотреть без зависти на Прагу, Вену и Лондон, а как быть с Лобней, Нахабино и Зеленоградом? Ответ один: принести туда то же самое качество передвижения и соединить все малые города Московской области со столицей.
Поэтому проект МЦД, за которым я слежу с
Moscow Urban Forum, где я вела круглый стол, — это продолжение единственно верного пути: создания комфортного общественного транспорта в масштабах целой агломерации.
Уже в этом месяце жители Подмосковья, которым непросто ездить в город на работу, смогут протестировать столичный подход на первых двух линиях МЦД. Нужны аргументы в пользу общественного транспорта? У меня их сразу три.
Первый: МЦД будет работать в едином графике с московским метро, а это значит, можно будет быстро доехать до центральных станций, удобно пересесть на метро и доехать до нужного места, минуя сложные подъезды к Москве. Примерно так, как работает Аэроэкспресс.
Второй: Поезда «Иволга». Похоже, это реально лучший поезд по уровню комфорта: с зарядками, туалетами, пеленальными столиками, кондиционерами и прочими благами цивилизации. Приятно и то, что такие поезда полностью производятся в России. Тут действительно есть повод для гордости. Они выглядят настолько ультрасовременно, что въезд поезда на подмосковные подлатанные станции — это готовая мизансцена для фильма о высадке инопланетян в Подмосковье.
Время привыкнуть будет: пока не все поезда такие красивые и новые, будут ездить и обычные электрички, да и станции, возможно, подтянутся до уровня «Иволги».
И, как говорится, «последний, но не менее важный»: МЦД — это дешевле и удобнее. Оплачивать проезд точно можно будет самой обычной «Тройкой», а проезд можно сравнить с поездкой на метро. Тут продавцы автомобилей наверняка взгрустнут. Для сравнения: лондонский Crossrail, который работает по похожей схеме, стоит 7 фунтов (560 рублей), да и строят его уже 10 лет. Наши обещают все пять диаметров открыть до 2025 года. Я думаю, что при таких темпах не все будет сразу работать идеально, как это часто у нас бывает, но масштаб поражает.
Владельцы автомобилей (и я в том числе), конечно, привыкли к комфорту, любят некоторую изоляцию от других пассажиров, удобство езды с детьми и перевозки каких-то габаритных вещей, так что МЦД еще предстоит завоевать их доверие, но мне кажется, что мы точно можем сделать это вместе. Я бы предложила Правительству Москвы больше слушать инициативных граждан, которые сами на старте таких амбициозных проектов могут формировать запрос на его улучшение. Фотографировать недочеты навигации, указывать на незаконную торговлю около станций, давать фидбек на каких-то сотрудников, которые обслуживают МЦД, но еще не осознали, что сервис — это наше все. Сегодня невозможно не признать крутость Москвы. И самое приятное, что город не останавливается ни на минуту и продолжает двигаться дальше.