Основная проблема российской политической оппозиции заключается в том, что она пока что так и не поняла, зачем она нужна. Вернее понятно, зачем она нужна самой себе. Но политическая деятельность не сводится исключительно к популизму и лоббизму, как бы этого ни хотелось отдельным ее участникам. А вот зачем все эти серьезные люди нужны стране? Нет уверенности, что они сами были бы готовы всерьез ответить на этот вопрос с первого раза.
Смысл понятия «оппозиция» подразумевает следующее. Находящаяся в оппозиции сила ориентирована на смену (предусмотренным законом путем) действующей власти через критику слабых сторон принимаемых ею решений. Т.е. оппозиционный политик должен быть а) нацеленным на оппонирование власти, и б) быть готовым прийти на ее место. Готовым не только психологически, но и технически: на каждое критикуемое решение власти у такого политика должно быть свое, более эффективное, и, при этом, 100-процентно реализуемое на практике. Его сопротивление не должно быть фрондой ради фронды, или затеваться исключительно ради последующего торга. Он должен быть реально нацелен на улучшение жизни в стране, именно в этом видя смысл своей политической деятельности.
К сожалению, за подходящую к концу очередную каденцию российского парламента такая оппозиция у нас так и не появилась. Представители оппозиционных фракций говорят много, громко и временами ярко, но очень редко говорят по делу. Они выходят на трибуну как павлины в брачный период, пытаясь распушить перед журналистами остатки парадных перьев. Хотя им стоило бы подражать, скорее, рабочим лошадям, своим примером демонстрирующим, что вот тут «партия власти» вспахала поле криво и неглубоко, и они, ее оппоненты, готовы сделать это гораздо лучше ради всеобщего блага.
В результате, актив, набранный оппозицией к очередным выборам, по-прежнему состоит, по большей части, из слов. Слов разных, где-то пустых, где-то даже осмысленных. Но в большинстве случаев не подкрепленных ни делами, ни даже готовностью этими делами заняться. Просто потому, что так уж у нас заведено: пребывающие в противофазе к «партии власти» политики считают дела и связанную с ними ответственность исключительно ее уделом. Они бы тоже, конечно, перешли к делу, но только потом, когда все переменится, и на выборах победят уже они сами.
О том, что в реальной жизни последовательность событий бывает ровно обратная: сперва дела – а потом результат, они не задумываются. Или, напротив, слишком хорошо это понимают, и целенаправленно выбирают для себя не сильно обременительную роль «вечной фронды». А коли так – то ожидаемый в сентябре результат выборов в Государственную Думу вряд ли кого-то должен удивлять. Доминирующая в России политическая сила готова продемонстрировать избирателям, чем она занималась последние пять лет, и чем планирует заниматься в течение будущего срока. Что могут в ответ предложить избирателям ее оппоненты? Как обычно: много красивых слов.