Просто точка зрения:
1. От цели зависит, иногда практичней играть вторым номером.
2. Потому как оценка действия находится вне человека. Т.е. оправдывающийся предлагает другому нечто, что предалагает оценить. Чем заменить? Пояснением. Вы знаете, что поступили так-то, исходя из таких-то данных. Далее хочет человек принимать позицию, объяснение, не хочет - разговор третий. Т.е. оценка позиции и контроль позиции на вашей стороне остаётся. Оправдание же отдаёт право судить и оценивать внешний источник. Также в оправдании есть ожидание, когда как в объяснении (в том контексте, в котором описываю), вы даёте справку и дальше двигаетесь к намеченной цели. Это не означает, что оправдание не целесообразно, но как особенность феномена выше очертил, как я это понимаю.
3. Конкретными, четкими объяснениями. "Я исходил из такой-то информации, преследовал такие-то цели. Планировал и я что так произойдёт (если косяки возникли)? Нет. Извлёк ли я какие-то уроки из этого? Да (перечислить какие). За неприятные последствия извини (это нормально извиняться, когда происходят косяки, также предложить форму компенсации ежели это актуально). Какие-то вопросы по существу остались?" (Человек начнёт ругаться, переходить на личности - также вернуть его в русло - "Это переход на личности, по делу есть что добавить или давай каждый к работе вернётся?")
"Неприятное" в этом, что когда напористо задают вопросы в ключе: "Почему не сделано? Я тебе что сказал?" Подразумевается, что вы обязаны подчиняться, а другой человек находится в роли проверяющего и наказывающего. Когда это актуально (есть косяки, другой человек - реальный руководитель, то "Слуга царю, отец солдатам ( и "ваша воля моими руками", кстати, хороший лидер и подчиняться хорошо умеет, когда того требуют обстоятельства). Когда это не так и когда это вас расстраивает, то как один из подходов - возвращать роли. "Я руководителю сформировал (сформирую) отчёт о произошедшем", "Я правильно понял, что ты самовольно надел на себя роль нашего руководителя?" и так далее