Существует огромный соблазн профилировать людей исходя из той информации, которую можно взять в их аккаунтах социальных сетей.
Количество исследований, посвященной этой теме растет в геометрической прогрессии. Если 5 лет назад количество статей про Facebook было около 1000, то в 2016 году – уже более 15000 за год. За всем уже и не уследишь. К тому же, что сейчас эти статьи стали более качественными.
Основной тренд исследований возможностей нетестовой психодиагностики по странице в FB можно свести к стремлению определить результаты теста BIG5 (
https://ru.wikipedia.org/wiki/Большая_пятёрка_(психология) по профилю FB.
И, похоже, многое из этого сделать удается. Даже у нас, в России. В 2017 году в РФ в пользование кадровых работников выйдет наша программа, определяющая основные шкалы Big5 по заполненному и активному профилю FB. Дело здесь в соединении психологии, компьютерного анализа, искусственного интеллекта, большой математики и данных.
Ну а пока о самом интересном, что есть в открытых источниках.
В конце декабря 2014 вышла прелюбопытная статья о попытке определения шкал Big5 только по последнему аватару в FB (Fabio Celli, Elia Bruni, Bruno Lepri, 2014)!! И, как я думаю, они получили удивительные результаты! Уже в 2014 году они создали автоматизированную модель, которая по единственному (последнему) аватару определяла значения по всем 5-ти шкалам Big5 и двум дополнительным в следующих корреляциях:
Эстраверсия / интроверсия – 62%
Стабильность / невротичность – 61%
Доброжелательность / отсутствие кооперации – 67%
Добросовестность / забота – 75%
Открытость / закрытость опыту – 75%
Доминантность / подчиненность – 65%
Эмоциональность / логичность – 63%
В обсуждении статьи указывается, что Экстраверсия связана с уровнем экспрессивности аватара: чем более лицо экспрессивное, тем больше вероятность экстраверсии и чем более нейтральное, тем – интроверсии.
Закрытость опыту сильно коррелирует с аватаром, на котором изображен не человек. Интроверсия – с черно-белым аватаром. Невротизм коррелирует с темными тонами аватара, а доминантность – с яркими и контрастными. Доброжелательность, добросовестность и подчиненность сильно зависят от направления взгляда. Отсутствие кооперации – от уровня закрытости позы.
Соглашусь, что пока не так много. Но это только по одному аватару и без учета массы другого контента, который присутствует в профиле. К тому же – это 2014 год, и до победы Трампа не без использования технологий ФБ-психодиагностики еще 2 года. Также, нужно учесть, что это лишь то, что опубликовали в открытом дотупе, а публикуют далеко не все.
#исследования, #Facebook, #соцсети, #цифровойпрофайлинг, #политика