В тени бесспорности: как замаскировать сословную жадность правильными лозунгами. #политика
#нравы
#КультурнаяПолитика
Актёр Безруков
обосновал, почему он будет голосовать за поправки к Конституции: потому что поправку про «уникальный статус культуры» предложили уважаемые люди во главе с самим Калягиным.
***
Мы согласны, что в одобрении обновлённой Конституции нет ничего плохого, окромя хорошего. Дело политически очень правильное.
Но.
Не хотелось бы расстраивать на самом деле без шуток блестящего актёра Безрукова, однако придётся: мотивацию с апелляцией к авторитетам он выбрал не самую удачную.
Мы не раз подмечали, что ради Священной Явки в день референдума политическую суть путинских поправок (реформа государственного строя, механизм преемственности власти) обильно оснастили гарниром популистских лозунгов — о пенсиях и счастливом детстве, Крыме и Курилах, Боге и СССР, «государствообразующей нации» и её языке... В том числе и об уникальности культуры.
Если все эти очевидности или, в крайнем случае, благие декларации и пожелания будут в Конституции, — она только краше станет. Правильно же сказано. В каждом слове есть очевидный общенародный интерес.
Но, как учил нас бдительный тов. Ленин, за каждым общенародным интересом нет-нет да и оскалится интерес чей-то классовый.
И вот в конкретном интересующем нас случае за звонким и бесспорным конституционным лозунгом притаилось сокровенное желание его авторов и лоббистов.
***
Следите за руками.
Наша культура уникальна и бесценна сама по себе. Так сказано в Конституции.
Единственным хранителем и интерпретатором этой уникальности и бесценностям является специальная замкнутая секта — культурное сообщество. Так заведено сложившимся порядком вещей и сословностью современного общества.
Значит, это сословие как монопольный носитель всего прекрасного и уникального имеет конституционное право на привилегии — от жирного материального содержания до специального применения к себе законности, а не как для простолюдинов.
Потому что бесценно-то в прозаической повседневности именно сословие, а не то, что ему поручено.
Именно эту логику мы наблюдаем в реальной общественной жизни и в реальных всемедийных гвалтах последних лет. Особо обострённо — с тех пор, как Путин сформулировал и узаконил само понятие и «Основы» государственной культурной политики.
В культурной политике всё очень подробно сказано про уникальность, бесценность и значимость. Но там сказано также и про обязанности сообщества. А вот про «исключительность» — ничего не сказано. А это горько и обидно. Особенно если министр периода внедрения госполитики в культурную практику Мединский — чужак, назначен напрямую Путиным и не подчиняется сословным нормам (хотя и вынужден в них лавировать, но это дело житейское, издержки государевой службы).
***
Так вот. Повторяем: «уникальность культуры» — это констатация бесспорности. И нет ничего, кроме справедливости, в том, если эта констатация конституционно закреплена.
Просто государевым людям придётся ещё бдительнее следить, чтобы в каждой конкретной коллизии общенародная бесспорность не подменялась клановым ништяком.