Русская кинорулетка: опыты фильмов на знаковые темы.#кино
#идеология
Коллеги
338 справедливо указывают на очевидный факт: в нашем культурном пространстве сложные события типа Беслана склонны обрастать интеллигентскими рефлексиями и переосмыслениями. И поэтому коллеги советуют снять по госзаказу правдивый фильм.
https://t.me/go338/27877Очень хорошая идея, правильная.
Давайте приладим её к реальности — от общего к частностям.
***
В общем — мы легко убедимся, что «снять правдивый фильм» о Беслане поручат тому же богемному сословию, которое исходит на говно в своих завываниях и переосмыслениях. Это их естественное состояние: срут, как дышат.
Вторичность творческая и интеллектуальная, фига в кармане, презрение к стране и зрителю — это родовые свойства имеющейся творческой элиты. В неблагоприятных условиях, под давлением государственных политруков-надсмотрщиков — они готовы эти свойства разве что маскировать.
И если применительно к давней советской истории терпеливому и настойчивому минкульту эту братию продавить худо-бедно удалось, то в современной тематике они упрямо держат оборону на позициях фронды. Ну, в лучшем случае, прикидываются ветошью. Потому что тоталитарный сословный кодекс неумолимо велит исподтишка гадить «путинскому режиму». Это рукопожатно среди своих и приносит безусловную ценность — заграничные цацки.
***
Но то теория. Что на практике? Ведь есть же у тузов и молодцы-сыновья? Ну, те, которые сами всё правильно понимают и у кого политрукам над душой стоять не надо?
Не будем тревожить прах «Крыма» и «Крымского моста». Скажем ещё раз доброе слово вслед «Балканскому рубежу» — годному боевику, который и в прокате выступил достойно.
Но вот только что пожелание «сделать правильный фильм» было исполнено — только не про Беслан, а буквально про «Норд-Ост». Это «Последнее испытание» режиссёра Петрухина с Мерзликиным и Купченко в как бы главных ролях. Он с таким свистом пролетел в прокате (2,5 млн), что вы легко могли его не заметить. И правильно сделали, если не заметили.
Авторы хотели сказать хорошее. Но они просто не умеют. Жанр-то благодатный. И Голливуд подарил нам прорву референсов во главе с «Крепким орешком» и Брюсом Уиллисом. Переложи, казалось бы, на живые реалии родных осин, — и будет тебе счастье.
Но нет. Ничего не трогать руками в оригинале не позволяет творческая спесь. А понять, как оригинал устроен, — не позволяет ремесленная квалификация.
В итоге сценарий пишется жопой. Кто все эти люди на экране — покрыто туманом тайны. Мерзликин играет в Уиллиса, но что он делает и зачем — ни ему, ни зрителю угадать не дано. По ходу повествования вообще получается так, что он спасает не заложников, а «сомневающегося террориста» — в то время, пока «училка» Купченко толкает остальным террористам унылые лекции о дружбе народов и истории Кавказа.
И что, если этим благонамеренным мастерам искусств дать ещё больше казённых денег, — они кино лучше сделают? Нет: сделают такое же говно, только дороже.
***
По сумме «в среднем по больнице» мы имеем сегодня по-прежнему творческую среду, импотентную идейно и даже генетически. Даже в качестве наследников она способна выродить из себя только собирательного дудя — бездарного, безмозглого, неумелого и самовлюблённого.
Умный и качественный фильм о Беслане в этой среде может зародиться только случайно.
Или — за пределами этой богемной среды.