Из наблюдений за закономерностями успеха российского кино.
В первый же день проката комедия «Я худею» установила всероссийский рекорд, сорвав кассу в 102 млн. И сегодня продолжает с той же отрадной динамикой.
https://t.me/Nevrotique/455С точки зрения просто бухгалтерии - это продолжение рекордно успешного 2017 года, когда наше кино оттяпало у глобального Голливуда четверть российского рынка проката. Впервые за постсоветское время.
На самом деле это результат не бухгалтерский, но в первую очередь качественный.
Во-первых, это качество техническое, маркетинговое и прочее. То есть - по голливудским ремесленным стандартам. Ну, там, картинка, графика и всё такое.
В этом месте положено всплакнуть об утрате самобытности, о бездуховности, о шаблонности, о забвении традиций советского кино.
Муть всё это. Есть реальность: (1) голливудские ремесленные стандарты - по состоянию на сегодня естественные и передовые, (2) вкусы современной российской публики отформатированы именно этими голливудскими стандартами.
Уже два поколения выросли с тех пор, как замечательное советское кино осталось в прошлом (а в постсоветском настоящем школу четверть века не развивали и, главное, не ориентировали на зрителя).
Это не печально и не радостно - это просто факт.
Значит, чтобы быть успешным и востребованным зрителем, национальное кино должно соответствовать современным ремесленным стандартам. А они голливудские.
Наши мастера киноискусства научились: грамотно выстраивать сюжет, грамотно снимать, грамотно рекламировать. Не единично и не от случая к случаю, а системно. Не без косяков, конечно, но «в среднем по больнице».
Во-вторых, это качество содержательное, смысловое. В этом месте и находится национальная культурная, историческая самобытность - если она есть, то никакие голливудские шаблоны ей не мешают, оказывается.
Принципиально важно, чтобы самобытность тоже была адресована зрителю, а не в богатый внутренний мир творческого сословия. А для кассового успеха этот зритель должен быть массовым.
Как угодить массовой аудитории по части самобытности и духовности? Очень просто:
➡️ не обсирать историю отечества, в первую очередь советскую;
➡️ делать кино про них самих - про людей из массовой аудитории;
➡️ делать кино про реальные (или легендарные) победы и реальные (а не выдуманные в фейсбуках) проблемы.
Ещё в начале 10-х годов эти задачи для нашего киносословия считались нерешаемыми.
Но нет такой жопы, на которую у большевиков не нашлось бы ничего подходящего с винтом.
Оно и нашлось. Называется - государственная культурная политика.
➡️ Минкульт поставил благополучие киносословия в зависимость от результата. Киносословие потрепыхалось, но смирилось, а потом ему даже понравилось зарабатывать.
➡️ Чтобы иметь результат и зарабатывать - пришлось делать кино для людей.
➡️ Персонально текущий министр все шесть лет навязывал киносословию - добрым словом и административно-финансовыми преференциями - свои общеизвестные вкусы. А именно: военно-историческая тематика, патриотизм и всё такое.
➡️ Понятно, что это вариант беспроигрышный: сама тематика вкупе с ориентацией на массового зрителя задаёт шкалу оценок. Там-то, в прошлом, всё уже случилось, как к этому на самом деле относится подавляющее большинство граждан (массовая аудитория то есть) - известно с социологической точностью. Нет места для гаданий и альтернативных творческих осмыслений.
➡️ Ну, ещё есть, конечно, целевые госсубсидии со всей свойственной им субъективностью и чиновничья наглость минкульта на рынке кинопроката (то разумная, то от самодурства), - но это тема отдельного разговора. Впрочем, это тоже оказалось в кассу.
В конечном итоге невидимая рука рынка и соорудила рекордные показатели. Как бы сама собой.
Но это - результат того толчка, который киноиндустрия и государственная политика дали под зад нашему кино в последние 5-6 лет.
Молодцы.
А «Лёд» и «Я худею» вот прямо сейчас доказывают, что при прочих равных массовый зритель понесёт трудовую копейку в кассу своего кино.