О кино суверенном и самостоятельном: из резонных рассуждений о бизнесе и казне.Коллега
АДЕКВАТ задаётся справедливым вопросом: если кино выгодный гешефт, то зачем государство даёт ему ещё и денег?
https://t.me/politadequate/1949***
Строго говоря, обрисованная картина — не досужие фантазии, а плановое светлое будущее. Задача политики господдержки в том и есть — чтобы национальное кино было суверенным и экономически состоятельным.
Исторически эта задача опирается на опыт советской киноотрасли (третья статья доходов бюджета сверхдержавы после нефти и водки). И одновременно в нынешнем своём виде является отрицанием ущербного постсоветского опыта, когда творческое сообщество выбило себе из казны щедрое содержание просто так.
Нынешнее государство года примерно с 2012-го субсидии рассматривает как инвестиции и инструменты создания конкурентных преференций. Попутно государство мало-помалу перестало млеть перед величием заслеженных мастеров кино и стало с них требовать — качественной продукции, доходности, конкурентоспособности и политической грамотности.
Важно понимать: государство сегодня не содержит кино. В бюджете каждого конкретного фильма казённых подарочных денег — редко больше половины (на самом деле меньше, хотя по-всякому бывает).
Строго говоря, это материальная форма поощрения потенциальных кассовых хитов через Фонд кино. Субсидии минкульта сильно меньше, и там больше всяких гуманитарных составляющих. При этом все получатели нагружаются обязательствами выдать на-гора соразмерные цифры сборов и иные доказательства своей полезности для общества.
То есть: киноиндустрия насильно ориентируется на зрителя. В условиях жёсткой конкуренции с Голивудом. Вкупе с очевидной народной шкалой ценностей и очевидной идеологической настойчивостью конкретного Мединского из этого должен был системно получиться качественный продукт.
Он и получается. Иначе оторвать почти треть проката у Голливуда — невозможно ни при каких административных ухищрениях минкульта.
Просто оцените дистанцию: естественная для своего времени позорная хуйня «Предстояние/Цитадель» была менее чем за 10 лет до «Т-34». Это просто иллюстрация к динамике качества и содержания. Намекнём, что такая динамика не самозарождется в богемной среде, а вбивается заботливыми пиздюлями. Иначе никак.
Так вот. Содержание, соответствующее русской культуре и национальной идентичности, — это признак суверенного кино.
Но и становление отрасли (именно отрасли, а не отдельных компаний) как экономически самостоятельной тоже всё ещё требует методичной поддержки, на которую способно только государство. В конце концов, потому что только государству, а никакому не абстрактному частному бизнесу на самом деле и нужен суверенный кинематограф.
Для этого — накачивание отрасли субсидиями, грубое волюнтаристское расшвыривание в стороны зарубежных конкурентов, поощрение потребительской моды на русское кино. Чисто бизнес, ничего личного.
А вот как плавать научатся — тогда и воду нальём.