Оценил
для «Ведомостей», есть ли место для «умного голосования» в Москве в 2021 году – и каким может быть «умный ответ» власти.
«Умное голосование»: в 2021 не так, как в 2019В 2019 г. «умное голосование» в Москве было лишь способом общепротестного голосования «за кого угодно», игрой в «назло бабушке отморожу уши» - например, сделать депутатом явного спойлера Александра Соловьёва или прокатить «системного либерала» из ВШЭ Валерию Касамару, манифест которой, не будь она кандидатом от власти, вряд ли бы вызвал отторжение у оппозиции.
Такая игра с властью стала возможной, потому что большинство независимых кандидатов в бюллетень не попали, графа «против всех» применяется только на муниципальных выборах в считанном числе регионов, а реальные полномочия Мосгордумы и, значит, ценность выборов изначально казались всем незначительными.
В 2021 г. значимость выборов в Госдуму и для власти, и для оппозиции будет совсем иной. Новый состав Госдумы застанет и, вероятно, должен будет законодательно оформить «транзит» политической системы, ведь в 2024 году, по Конституции, должен появиться новый президент, правительство и, возможно, обновлённая модель сдержек и противовесов между ветвями власти, центром и регионами.
А полномочия Госдумы, пусть даже сейчас спящие, не сравнить с возможностями любого заксобрания: это и парламентские расследования, и гипотетическая возможность преодолевать президентское вето, и право отказать в утверждении премьер-министра или добиться его отставки (либо досрочных выборов).
Для либеральных сил вопрос возвращения в Госдуму «транзитного» периода партии или хотя бы отдельной группы политиков, выражающих их взгляды, в 2021 г. будет принципиальным. Ситуация на партийном поле и результаты выборов в регионах в эпоху нового пенсионного возраста таковы, что реальный шанс для «либералов» на Госдуму – это преимущественно одномандатные округа в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и ещё некоторых мегаполисах, а не партсписки.
Выбирая между партсписками, недовольный избиратель сейчас в основном голосует за КПРФ и ЛДПР, затем за их конкурентов с социальной повесткой («Справедливая Россия», «Пенсионеры», «Коммунисты России») – а даже самая успешная из правых партий, «Яблоко», пока очень далека от преодоления 5% на общероссийском уровне.
Отсутствие же возможности создавать избирательные блоки не позволяет правым силам вывести на выборы свежий, не отягощённый антирейтингом прежних лет бренд на основе более-менее равноправного союза – каким был СПС в 1999 г. или блок «Яблока» и СПС в Москве в 2005 г.
А вот в 15 московских округах в 2021 г. развернётся острая конкуренция. Сегодня, пожалуй, только у двух-трех «единороссов»-одномандатников видны твёрдые шансы переизбраться. Остальные не могут не тревожиться о том, что сейчас КПРФ, «Яблоко» и даже «эсеры» выиграли многие спальные районы на периферии, считавшиеся оплотом власти.
Большим подспорьем для правых стало бы увеличение доли одномандатников в Госдуме с 50% до 75%, о чём периодически заходит разговор. В таком случае в Москве будет уже не 15, а 22 округа. Это поможет демократам развести кандидатов по округам и минимизировать внутреннюю конкуренцию, что уже почти получилось на Мосгордуме. Число подписей для тех, кто не сможет выдвинуться от «Яблока», уменьшится с 15 000 до 10 000, снизится и бюджет кампании. Число же заведомо сложных для власти столичных округов на выборах в Госдуму возрастёт с 4-5 до 12-15.
Поэтому если в 2019 г. для «умного голосования» было допустимо помочь избраться в мало что решающую Мосгордуму идеологически чуждым коммунистам и «эсерам» назло власти, то в 2021 г. предложение помочь той же КПРФ укрепиться в Госдуме, голосуя за её одномандатников в столице, окажется для либералов неприемлемым.
С социально-экономических позиций к правому флангу сегодня ближе «Единая Россия», вынужденная быть партией модернизации социальной и бюджетной сферы и оплотом либеральной налоговой системы, чем КПРФ, ЛДПР и СР - партии перераспределительной справедливости
👇