
Как известно, США планируют начать собственное расследование в отношении Swedbank, что может иметь большие последствия и для России, о чём уже писал Незыгарь В феврале прошлого года именно американская проверка привела к решению о ликвидации одного из крупнейших латвийских банков ABLV — и радикальному «очищению» латвийской банковской системы от денег нерезидентов Евросоюза.
Скандал же со Swedbank начался с сообщения в шведской печати о том, что 15 крупнейших акционеров банка были предупреждены о подготовке шведский телеканалом SVT расследования причастности Swedbank к отмыванию денег через теперь уже скандально известный филиал Danske Bank в Эстонии, а также отделение последнего в Латвии.
Финансовая инспекция Эстонии издала распоряжение о закрытии эстонского Danske несколько дней назад. Общий объем средств, отмытых через Danske в 2007-2015 годах, оценивается в 200 млрд. евро.
Через Swedbank в Литве было проведено 3,7 млн. евро, связанных с экс-президентом Украины Виктором Януковичем. Еще примерно 1,5 млрд евро, но связанных уже с российским олигархом Искандером Махмудовым, прошли через сеть счетов Swedbank с центром в Эстонии. Махмудов и Carbo One (компания зарегистрирована на Кипре) переводили крупные суммы как минимум через 20 счетов Swedbank. Переводы в большей степени перемещались со счетов Swedbank на счета, открытые в Danske и связанные с гражданами России, это происходило постоянно с 2007 года по 2015 год, которым датируются последние данные утекшей базы в шведской прессе. Объемы таких сделок достигают, как минимум, 200 миллионов евро.
Махмудова и Эстонию связывает общий бизнес с предпринимателем Сергеем Глинкой и заммэра Москвы Максимом Ликсутовым, которые в 2005 году получили от правительства Андруса Ансипа гражданство за особые заслуги. Вместе они планировали открыть в Муугаском порту угольный терминал для экспорта кузбасского угля из России, но масштабные планы изменила «Бронзовая ночь» 2007 года.
Несмотря на эту неудачу, Ликсутов оказался весьма выгодным партнером для Махмудова. Как молодой партнер, Ликсутов (вместе с Глинкой) участвовал в покупке российских вагонных заводов, и вместе они создали обслуживающую крупнейшие московские аэропорты железнодорожную фирму Аэроэкспресс. Но насколько выгодным Максим Ликсутов стал после того, когда он возглавил весь транспортный сектор Москвы, можно только догадываться. Как и о том, имеет ли Правительство Москвы отношение к эстонскому отделению Swedbank?