🍁🎒День знаний 1 сентября в нашей стране - особый праздник. Когда миллионы детей по всей стране (в этом году 17 миллионов!) одновременно садятся за школьную парту, мы понимаем, масштабность нашей государственной системы образования.
Эта система была унаследована современной Россией как одно из самых значимых, прогрессивных достижений прошлой эпохи, «эпохи социализма».
К сожалению, чем дальше, тем хуже нам удается сохранять и развивать унаследованные достижения.
Педагоги и эксперты говорят о негативных тенденциях, которые берут верх в современной российской школе.
Это:
1. Бюрократический формализм, когда выставить оценку и заполнитель табель важнее, чем передать ребенку знания и заинтересовать его наукой.
2. Коммерциализация, когда родителям навязывается все больше платных услуг, а учителей сажают на «подушевое финансирование» и фактически заставляют брать гигантскую нагрузку, чтобы обеспечить себе достойную заработную плату.
3. Чиновничий авторитаризм, когда развитие школы определяется не сообществом педагогов и родителей, а спускаемыми сверху директивами. Департаменты ставят в школы своих директоров, которые подотчетны только своим начальникам (а иногда даже и их игнорируют, используя пост директора в собственных интересах).
Эти тенденции я наблюдала на примере событий в Школе № 1550 (борьба школьного профсоюза за свои трудовые права) и Школе № 113(борьба за возврат директора, "последнего из могикан", то есть тех директоров, которые как в прямом смысле, так и профессионально выросли в самой школе). И таких примеров множество как в Москве, так и по всей нашей стране.
Однако в этом году кое-что начало меняться. В марте коллективы учителей, учеников и их родителей вышли на митинг против текущего курса управления столичным образованием. В апреле инициативными группами организовано движение «Школа наше дело». В июле ушел в отставку непотопляемый глава Департамента образования Москвы Исаак Калина.
Ситуация с коронавирусом высветила и имитационное, бюрократическое использование технологий только для галочки и необходимость переоценки их роли в школе. Например, дистант никогда не заменит очное обучение.
Школа - это особое место, в которое приходят дети, а выходят граждане, личности.
Атмосфера школы – это поиск знаний, освоение основных компетенций, получение навыка общения и взаимодействия, это также дружба, коллективизм и, в целом, особое время для каждого человека.
Банально звучат слова о том, что нельзя оставлять проблемы образования на периферии нашего внимания, но это так.
Потерянная система образования, это сломанное развитие и судьбы детей и подростков. Школа, которая не дает знаний, не учит ничему полезному, которая только ставит оценки, пишет отчеты, собирает с родителей деньги, "натаскивает" на ЕГЭ, часто за дополнительную плату, через время сформирует соответствующее общество. В таком обществе нам всем придется жить.
Поэтому профсоюзы учителей, родительские собрания, управляющие советы школ – это ключевые площадки борьбы. Чем больше людей будут осознано приходить на эти площадки и добиваться справедливости и прогресса, тем лучше для всего нашего общества.