В чем заключается миссия бизнеса
После выхода
поста про Valve мне написало несколько человек. Общий смысл: какая разница, выпускает ли Valve игры и какого они качества. Главное, что компания зарабатывает деньги, только это имеет значение.
Но только ли прибыль важна? И в чем должна быть миссия бизнеса?
Сразу скажу, я терпеть не могу бизнес-булшит про видение, миссию, ценности, о которых так любят вещать на тренингах и в крупных компаниях. И не потому, что это не нужно — просто в 99 случаях из 100 это лицемерие и фальшивка.
Чтобы разобраться, в чем миссия бизнеса, надо идти от основ. Что такое экономика? Это социальный конструкт, который решает проблемы общества. А бизнес — это отдельная экономическая единица. Значит,
миссия бизнеса состоит в служении обществу.
На первый взгляд, звучит донельзя наивно. Что-о? Служение обществу? А как же те циничные хищники, которые выводят активы из банков, сливают отходы в реки и скрытно подключают платные подписки на телефон? Моральный бизнес — это модель, к ней надо стремиться, но она никогда не достигается на 100%. Но если на 80-90%, то уже неплохо.
Мораль не противоречит эффективности. Ее изобрели не люди, это инстинкты, которые достались нам от животных. В известном
эксперименте пока обеих обезьянам кормят огурцом, они обе спокойны. Но как только одну обезьяну начинают эксклюзивно кормить виноградом, ее соседка приходит в неистовство. Это проявление врожденного чувства справедливости.
Очевидно, что у животных не было философов, которые могли бы придумать пышные теории про нравственный императив. Животная мораль — это просто разумные правила общежития. Мораль проверена эволюционно, а значит эффективна.
Сегодня в мире большую силу имеет идеология «greed is good» (иными словами, прибыль и акционеры превыше всего). В каких-то странах в большей степени, в каких-то в меньшей. В США, Китае, России она сильнее, в Японии и некоторых странах Европы — слабее.
«Greed is good» — цитата хищного финансиста Гордона Гекко из фильма «Уолл-стрит» 1987 года. По мнению многих экономистов, взлет популярности идеологии «greed is good» пришелся как раз на 1980-е. Тогда администрация Рейгана в США шла по пути дерегуляции и резкого снижения максимальной ставки подоходного налога. Снижение было ответом на запрос американской элиты. С 1930-1950-х в элите жил страх перед социальной революцией, но к 1980-м страх рассеялся и возобладало мнение, что делиться больше не нужно. Как результат, с начала 1980-х реальные доходы большей части населения США перестали расти. Зато доходы элиты
растут замечательно.
Проблема с «greed is good» в том, что если прибыль и акционеры превыше всего, то позволено все, лишь бы не поймали. Можно гробить природу, застраивать каждый квадратный метр и выпускать колбасу со вкусом картона. Государство может урезонивать самых борзых, но лишь селективно. Некоторые вещи силами государства решить трудно. Как без изменения ценностей бороться с производством примитивных фильмов, которые собирают миллиарды долларов?
К счастью, большинство людей осознанно или бессознательно понимает, что настоящая миссия бизнеса состоит в служении обществу. Это видно по тому, кого из предпринимателей уважают в народе: людей вроде Илона Маска и Генри Форда, а не Бориса Березовского,
Мартина Шкрели и
семью Сэклер.
Раздражение «greed is good» в последние годы стало чрезвычайно сильным. В России люди наверху предпочитают его пока не замечать. В США элита уже зашевелилась: в августе этого года «большой бедлам» в составе 181 CEO крупных компаний (в том числе Тим Кук и Джефф Безос)
подписался под тем, что задачей корпораций должно быть служение не только акционерам, а обществу в целом.