ЦБ с 1 августа 2018 г. повышает на 1 п.п. нормативы обязательных резервов по обязательствам банков в иностранной валюте. Интересная такая дедолларизация от Банка России.
По обязательствам перед физлицами нормативы повышаются до 7%, перед юридическими лицами – до 8%. По рублевым обязательствам ничего не меняется.
Совсем не ясно для чего это делается, кроме как для объявления победных шагов в нелегкой борьбе с влиянием вражеской валюты. ЦБ, конечно, давно уже говорит о снижении валютных рисков в системе и соответствующих действия, но чем депозиты так сильно помешали? Они, в конце концов, необходимы, в том числе для внешнеторговой деятельности. Дальнейшее ужесточение делает бессмысленным хранение средств в валюте в рамках российской банковской системы, и это своеобразный пинок для тех, кто еще не понял сигнал: деньги надо хранить в рублях (и на банковском счете, конечно). Для физиков же валютные депозиты – это просто удобный инструмент, и он вряд ли оказывает такое уж сильно влияние на финансовую систему, что с ним надо бороться.
На этом фоне материал «Известий», вызвавший с утра много вопросов у нашей редакции, уже становится вполне понятным [
https://bit.ly/2JLwAAD]. Как оказалось, снижение доли депозитов в валюте позволяет добиться ускорения роста экономики (!!!), а еще говорит о росте доверия к рублю и к банковской системе в целом. Самое смешное, что они реально говорят о дедолларизации, которая произошла вот прямо сейчас. Хотя доля валютных вкладов физических лиц упала всего до 20,8%, и это не такая уж большая разница с уровнем в 24% в начале 2017 г. Да, конечно, в 2015-2016 гг. этот показатель превышал 30%, но так в марте 2018 г. доля валютных вкладов упала до 20,4%, но подобных заявлений никто не делал. А сейчас вот внезапно оказалось, что это помогает экономике так сильно, что аж сил терпеть нет, ага. Еще можно вспомнить 2012-2013 гг., когда эта доля находилась в районе 18%: и сильно это помогало экономике, смягчило влияние кризиса, стимулировало экспорт, снижало инфляцию и безработицу?
Активное выдавливание в рубли ничем хорошим не закончится. Никто особо в стабильность российской валюты не верит (S&P вот прямо говорит о падении рубля до 69 к доллару к 2020 г.), так что надо максимально снизить привлекательность всех инструментов, кроме рублевых. Тогда в случае падения рубля контролировать ситуацию будет проще. Лучше всего вообще полностью ограничить свободную конвертацию наличных средств – никакой паники, никаких проблем. Так что если скоро озвучат подобную инициативу, то вряд ли мы будем сильно удивляться.