По мере того как РКН сносит вот уже 17 миллион IP-адресов, многие подчеркивают сейчас особую неэффективность регулирования в интернете. Это заблуждение. Не регулирование в интернете не эффективно. Не эффективно любое регулирование, которое люди открыто обходят. Весь госаппарат с его запретами – один большой Роскомнадзор, а Телеграм – экстремальный случай.
В очень короткий срок у людей появилось новое качество передачи информации, которое отдавать они не захотели, а непримиримая позиция Дурова привела к тому, что это качество захотели отобрать. И вот, Телеграм из просто сети в России стал сетью с цензом – маленькой проверкой с простым выбором: прогнуться в спине и встать в позу или немножечко сообразить, поставить VPN или прокси в два клика и наслаждаться свободой слова и дальше. Люди высказали свое позицию потому что затраты на противостояние регулированию в разы меньше чем выгода от обхода блокировки.
Разумеется, с блокировкой Телеграма есть технические сложности, но дело вовсе не в технической части, а именно в решении людей. Когда вы приходите изымать оружие, а вам этим оружием тычут в лицо, а к кварталу начинают стягиваться соседи, это ничуть не меньшая «техническая проблема» чем блокировка Телеграма. И ровно как граждане (будем надеяться, что это не просто пользователи) послали правительство с блокировкой, так же это можно делать и по многим другим пунктам. Будем другая цена, но и выигрыш будет отнюдь не виртуальный.
Все запреты, известные нам сегодня, работают только лишь за счет того, что вводились, постепенно преодолевая сопротивления граждан (или под громкие аплодисменты). И получилось отнюдь не все и не везде. Расскажите Мексиканцам о запрете наркотиков. Расскажите 100 миллионам владельцев оружия в США, как вы недовольны Второй Поправкой. В Сомали вас не встретят с пониманием, если вы заявите, что все должны расплачиваться только шиллингом, хотя сейчас ведутся робкие попытки вновь втюхать эту идею. Покорность в отношении запретов – не более чем рациональное поведение в условиях, когда вас, в общем, все устраивает, а цена сопротивления велика
Все запреты, которыми мы скованы – смесь исторической данности с нашим собственным малодушием. Что-то сложилось, а чему-то мы побоялись сопротивляться. Хуже того, какие-то вещи мы выпросили на свою голову, надеясь на «решение проблемы». Не стоит думать, что случай Телеграма хоть в чем-то уникален (кроме беспрецедентной несуразности действий РКН, который уже может героем анимации). Большая часть правительственной регуляции – такая же бурда. Любому запрету можно противостоять абсолютно успешно, если мы готовы впрягаться друг за друга. Вчера мы отстояли свободу слова на отдельной площадке ценой пары кликов и мимолетного волевого усилия. Готовы ли мы отстоять что-то важное завтра за большую цену?