В последнее время официальный Тегеран заметно активизировался на нагорно-карабахском направлении. На прошлой неделе состоялся визит спецпосланника иранского президента по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта (в ранге заместителя министра иностранных дел) Аббаса Аракчи по четырем странам. Он посетил два закавказских государства, а также Россию и Турцию. Этот дипломатический вояж лишь подчеркнул приверженность Ирана его прежним подходам: разрешение конфликтов на Кавказе должно решаться тремя странами региона плюс тремя соседями, имеющими исторический опыт присутствия в этой части Евразии. Наряду с собственно Ираном речь идет о Турции и России. Именно евразийскому трио должно, по мысли руководства Исламской республики принадлежать право определять траектории развития Кавказа и Ближнего Востока.
3 ноября в дело вступили орудия главного калибра иранской политики. С обращением к Азербайджану и Армении выступил верховный руководитель Ирана (рахбар) Али Хаменеи. Ранее на эти темы выступали представители МИД Исламской республики, а также президент Хасан Роухани. Какие же основные тезисы выступления рахбара стоит особо отметить? Их три, но еще один читается между строк. Первое, это требование рахбара «освободить оккупированные территории Азербайджана». Тегеран всегда и везде последовательно отстаивает принцип нерушимости границ. Не только в карабахском случае, но и в Абхазии, и в Южной Осетии. Второе, необходимость безопасности армян Карабаха и мирное решение конфликта. Здесь принципиальное отличие иранской позиции от подходов Турции. Третье, невозможность появления террористов на границах Ирана. Хаменеи недвусмысленно констатировал, что если его страна «почувствует угрозу, то «даст решительный ответ».
И, конечно же, Исламская республика подчеркивает, что внешние игроки в решении любых конфликтов на Кавказе или Ближнем Востоке не помогают миру, а мешают его достижению, ибо приносят с собой фактор дополнительной конкуренции. И Тегеран крайне обеспокоен уже сегодня тем, что отсутствие компромисса между Баку и Ереваном может привести к внешнему вмешательству. И одной Россией дело не ограничится, активизироваться могут США и Евросоюз. Не слишком вдохновляет Тегеран и военно-техническая кооперация Израиля с Азербайджаном. Как следствие, растущая дипломатическая активность. Для Ирана лучше не затягивать с урегулированием, не доводить дело до появления на своих границах «голубых касок» или любых иностранных военных.
Сергей Маркедонов