По следам Послания...
Развернутое полуторачасовое выступление Президента Токаева по масштабу озвученных инициатив и поручений имеет шансы стать новой политической повестки, отвечающей социальному запросу. Сервисная модель полиции, приоритет прав человека, демонополизация экономики, социальные гарантии и многое другое вполне удовлетворяющее критериям нового общественного договора. При соблюдении положении которого, не только протестность и социальная напряженность, но и критические настроения бы продемонстрировали значительный спад. Что в электоральный период имеет особое значение.
Другой вопрос в сопротивлении, которое неизбежно как со стороны бюрократического аппарата, так и крупных финансовых игроков, включая региональные элиты. Сокращение госаппарата и квазигосударственного сектора невыгодно в первую очередь силам, традиционно тормозящим развитие и рассматривающим любые изменения через призму угрозы устойчивости своим позициям. Учитывая как много здравых инициатив были благополучно заволокичены бюрократией, следует быть готовым к повторению этих попыток.
Демонополизация экономики является вторжением в сферу интересов крупных игроков, десятилетиями выстраивавших эти модели. Очевидно, сопротивление будет сопровождаться как использованием административных и политических рычагов, так и общественных и медийных. В этой ситуации аудитории будет достаточно трудно разобраться в истинных предпосылках возникающих конфликтов, когда процессы демонополизации будут преподноситься через призму давления на бизнес или используются такие крайние рычаги, как угрозы закрытия предприятий с увольнением сотен рабочих. Как, к примеру, сегодня спекулирует на этом Бипек Азия Авто.
Способность правоохранительных органов к самостоятельному реформированию критически оценил и сам Президент, признавший, что переход к сервисной модели получился фрагментарным. А, широко и повсеместно внедряя системы видеонаблюдения, сами офисы полиции оказались «слепыми зонами». Соответственно потребуется значительная воля и общественная поддержка в реформировании полицейской машины и судебной системы.
Ревизия налогового законодательства, усиление Счетного комитета, развитие местного самоуправления и выборность сельских акимов - все неизбежно будет сопровождаться сопротивлением системы. Ни областные, ни районные акимы не заинтересованы в появлении в своем подчинении самостоятельных, избранных, а не назначенных сельских акимов, имеющих в распоряжении местные бюджеты. Соответственно, неизбежны попытки проведения на эти посты своих людей, в том числе и через выборы. Контролировать эти процессы на местах под силу лишь сильному и беспристрастному гражданскому сектору. Как и в случае с демонополизацией региональных экономик.
Но самым главным вызовом, безусловно, станет качество кадров, которым предстоит разрабатывать и реализовывать реформы. Многие проблемы, особенно обнажившиеся в ходе устроенного пандемией стресс-теста, обусловлены не злым умыслом, а банальной депрофессионализацией госаппарата. Характеризующегося не только низкой квалификацией кадров, но и искаженным пониманием целей своей деятельности. То есть, ориентированном не на конечный результат, а на своевременную подготовку отчетов. Отсюда и манипуляции со статистикой, когда жизни и безопасность сограждан для отдельных персоналий оказывались менее приоритетны чем имитация внешне благополучной картины.
В данном контексте будет крайне сложно выдержать тонкий баланс между способностью потенциальных реформаторов к инициативе и склонностью к популизму и рисками скатиться к хайпу, о неприемлемости которого, сегодня неоднократно высказался Глава государства. Однако в условиях сетевой реальности и придирчивого внимания общественности проведение реформ, в том числе, и непопулярных, является задачей чрезвычайной степени сложности. И главным, и единственным условием успеха может стать только общественная поддержка, гражданское участие и трезвое восприятие перспектив. Способны ли мы на это?