После того, как референдум о поправках к Основному закону Армении, касающихся состава и статуса судей Конституционного суда (КС), не состоялся, интерес к реформе высшей судебной инстанции страны, значительно снизился. Вместо всенародного голосования необходимые правительству изменения были приняты в парламенте. К слову сказать, такая процедура имело место впервые за всю постсоветскую историю Армении. Ранее конституционные новеллы принимались на референдуме. Оппозиция резко критиковала кабинет Никола Пашиняна, но ни голосов в парламенте, ни ресурсов за его стенами для противодействия принимаемым поправкам не имела. Как бы то ни было, а почти треть состава КС лишилась своих постов, а председатель суда Грайр Товмасян, успевший стать политическим оппонентом премьер-министра стал рядовым судьей.
Казалось бы, кейс закрыт. В борьбе исполнительной и судебной ветвей армянской власти, первая из них одержала победу. Однако история получила продолжение, хотя вряд ли оно может называться неожиданным. 22 августа член комиссии парламента по конституционным реформам, профессор Артур Гамбарян на своей странице в социальной сети Facebook поведал миру о том, что имеется предложение объединить в единую структуру КС и Кассационный суд. Его коллега по комиссии, лидер объединения «Союз информированных граждан» Даниел Иоаннисян констатировал следующее: «Детали модели пока глубоко не обсуждены. Создаваемый суд, наверное, будет именоваться “Верховным”». Известно, что далеко не все участники парламентской дискуссии однозначно одобрили этот проект. Специалисты-правоведы спорят о том, насколько предложенная модель соответствует армянской правовой традиции.
Но уже сегодня на волне всех этих дискуссий становится понятным, что чисто юридические резоны не определяют ход, темпы и траекторию конституционной реформы. Скорее всего, можно говорить о политической целесообразности, как движущей силе преобразований. Собственно, это было очевидно с того момента, когда «дело Кочаряна» стало рассматриваться в различных судебных инстанциях Армении. И стало ясно, что с их лояльностью новой власти не все так уж благополучно. И те, кто еще вчера жестко критиковали административное давление на судей, «телефонное право» и прочие практики административного вмешательства, начали прибегать к революционной риторике и пошли по пути политизации правовых вопросов. Тем самым дав определенные козыри оппозиции. Не факт, что она ими сможет воспользоваться. Но попытается это сделать, по крайней мере. Не стоит сбрасывать со счетов и самих отставленных судей, которые могут начать «искать правду» в международных инстанциях. Тоже не факт, что эти апелляции будут успешны. Однако некий уровень шума будет поднят. И вот здесь вполне может оказаться, что мнение внешних инстанций для Никола Пашиняна не так важно, несмотря на широко распространённое представление о нем, как о «западнике». Гомогенизация власти, как показали события и в соседней Грузи, порой значит для ее обладателей намного больше, чем репутация последовательного демократа и правозащитника на троне.
Сергей Маркедонов