В Узбекистане лидеры оппозиционной партии "Эрк" встретились с главой Минюста республики Русланбеком Давлетовым. Оппозиционеры, выехавшие в Турцию ещё в 1990-х годах, попросили возобновить деятельность из организации в Узбекистане, но министр предложил им забыть об этом.
По словам Давлетова, партии "Эрк" давно не существует, и для ее воскрешения нет правовых основ. Несмотря на это, один из лидеров организации Агзам Тургунов заявил журналистам, что он все равно рад встрече, так как она состоялась впервые с 1997 года. Он видит в этом восстановление диалога между оппозицией и правительством.
Напомним, на первых выборах президента Узбекистана, по официальным данным, победил Ислам Каримов, набравший 87,1% голосов избирателей. По неофициальным данным, победу одержал лидер партии "Эрк" Мухаммад Салих, набравший больше 50% голосов. После этого оппозиционер был вынужден эмигрировать, на его сторонников обрушились репрессии.
Новый президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев в конце декабря 2019 года заявил, что он не против политической оппозиции в стране, однако, ее члены должны жить в республике, а не за ее пределами. При этом Мирзиеев подчеркнул, что он против зарубежных противников своего режима.
В свою очередь замглавы верхней палаты парламента Узбекистана Садык Сафаев заявил, что власти должны создать условия для появления оппозиции. Глава МИД Узбекистана Абдулазиз Камилов напротив уверен, что оппозиция формируется сама собой, и законы или указы не влияют на этот процесс.
Впрочем, по сравнению с 2018 годом такую риторику можно считать прогрессом. В марте 2018 года глава службы госбезопасности республики Ихтиёр Абдуллаев утверждал, что "негосударственная оппозиционная партия "Эрк"" сегодня хочет легализоваться в Узбекистане, завтра будет "нарушать мир и спокойствие в нашей стране". Фактически он даже представить себе не мог, что оппозиция может быть создана не государством, а неравнодушными людьми, которые желают блага своей стране.
Забавно, что в сентябре 2018 года Абдуллаева приговорили к 18 годам лишения свободы по обвинению в коррупции. По одной из версий, приговор стал местью Мирзиеева за прослушку его семьи.