«После докладов министров вообще жить не хочется» – сегодняшняя фраза Лукашенко, которую можно отнести на счет лоббистов пресловутого дорожного сбора. Тема не новая, в обществе непопулярная, плата обоснованно считается несправедливой. Поэтому многие ее игнорируют. Правительство ежегодно пытается бороться с неплательщиками, но без особых успехов.
На прошлой неделе министр финансов Ермолович заявил о готовности очередных изменений в указ. Глобально ничего нового. Пошлина переименована в неналоговый платеж, предусмотрен механизм контроля за его неплательщиками. Пока не будем вдаваться в подробности, как же это все будет реализовано на практике. Вопросов на самом деле уйма. Кто это будет делать, за чей счет, во сколько обойдется и т.д. Проект на самом деле о-очень дорогостоящий и многие бы хотели на нем заработать. Но далеко не факт, что после всего этого автолюбители станут исправно платить.
В такой ситуации больше всего поражает маниакальная настойчивость минфина, с которой (как в известном анекдоте: ежики плакали, кололись, но продолжали есть кактус) продвигается неуклюжее решение проблемы. При этом народ не то чтобы недоумевает, кричит: включите сбор в топливо!
В ответ, по словам министра, нужно поднять стоимость топлива на более чем 10 копеек (иногда звучат цифры даже до 18 копеек), чтобы отказаться от дорожного сбора. Но это не совсем так. Сейчас, если верить нацстату, собирается около 280 млн. рублей. И это при том, что 30-50 процентов владельцев авто (по разным оценкам) техосмотр не проходят и сбор не платят. По нашим подсчетам, максимум 10 дополнительных копеек с литра уже позволят собирать от 550 до 700 млн. рублей!
А тезис Ермоловича, что все подорожает из-за увеличения цены топлива и нагрузка в виде сотен миллионов рублей распределится на товары, вызывает искреннее недоумение. По логике министра, нынешний сбор на ценах не сказывается. А где же он тогда, если не в статье транспортных расходов предпринимателей и в конечном итоге — на ценниках магазинов.
Будем внимательно следить за новостями. Ответственный за разработку проекта Турчин недавно ушел в Минский облисполком. Его обязанности перешли к Крутому, а что он думает по этому животрепещущему вопросу — пока неизвестно.