
Карьера этого политика стартовала еще в советский период, когда в июне 1980 года он был утвержден завотдеом науки, а через полгода получил должность руководителя отдела организационно-партийной работы ЦК КП Азербайджана. Экскурс в позднесоветскую историю в случае с Мехтиевым - не просто досужее любопытство. В постсоветском Азербайджане модель отношения к СССР существенно отличается и от Грузии, и от Армении. Осуждение советского наследия выборочно. Можно встретить негативные оценки «оккупации» 1920 года или «черного января» 1990 года. Но день утверждения первым секретарем ЦК КП республики Гейдара Алиева отмечается и сегодня, как праздничная дата.
Деятельность отца действующего президента страны на этом посту в современном Азербайджане рассматривается, как своеобразная подготовка будущей независимости. И в этом процессе ключевая роль принадлежала Рамизу Мехтиеву. Он сохранил верность шефу в то время, когда тот в период «перестройки» оказался в «опале». Мехтиев же помогал возвращению Алиева-старшего во власть в 1993 году, а затем сыграл важную роль в трансфере власти от президента-отца к сыну. О нем долгие годы говорили, как о «сером кардинале» азербайджанской политики. И в самом деле, Мехтиев был эффективным управленцем, исполнял функции административного и политического медиатора между разными группами влияния. Но по мере укрепления силы и авторитета Ильхама Алиева опека со стороны «политического тяжеловеса» становилась обременительной.
Конечно, в публичное пространство противоречия внутри азербайджанской властной элиты практически не выносились. А если и выносились, то дозированно и управляемо, как аналог «ударов по штабам» для перехвата инициативы у оппозиции и сохранения политической инициативы. Но то, что Ильхам Алиев, укрепив свои позиции внутри страны и на внешней арене, начнет постепенно выстраивать свою собственную конфигурацию, было более или менее очевидно. С отставкой Рамиза Мехтиева закрыта целая глава. Действующий президент на символическом уровне всячески подчеркивает преемственность со своим отцом, награждает и чествует его соратников. Никаких намеков на «опалы»! Но при этом творцы «прекрасной эпохи» один за другим покидают азербайджанский Олимп, на котором они более не устанавливают правил.
Сергей Маркедонов