
Но 8 октября 2019 года случилось совершенно «неординарное событие» — глава государства назвал вещи своими именами. Он открыто обвинил национальную компанию «Эйр Астана» в негативном влиянии на транспортный потенциал Казахстана. Токаев полагает, что настало время открыть небо над столицей для всех ведущих авиакомпаний.
Здесь можно процитировать казахстанского лидера.
«Важно соединить Нур-Султан прямыми рейсами с международными центрами. Надо открывать небо, это мое поручение правительству. Хватит бояться и потакать одной компании, пусть даже она самая известная», — сказал Токаев на заседании по развитию столицы.
Понятно, что президентский перст указал в сторону Питера Фостера, компания которого пользуется благами государственного протекционизма уже с десяток лет. Слышали обвинительную речь и представители фонда «Самрук-Казына», являющегося основным держателем акций «Эйр Астаны».
Естественно, возникают вопросы. Почему об «открытом небе» заговорили только сейчас? Неужели нельзя было «опрокинуть» национального перевозчика в конкурентную среду несколько раньше? Не дожидаясь, когда с отечественного рынка уйдут иностранные компании. Объяснение только одно — кто-то очень хотел выгодных условий. В «топку» желаний пошли даже местные авиакомпаний статусом пониже. Возможно, именно поэтому возникают странные рецепты по удешевлению авиабилетов: дополнительная капитализация, покупка новых самолетов и субсидирование лоукостерной «дочки».
Видимо, пытаясь исправить «грехи прошлого», в правительстве переплюнули сами себя. В Казахстане намерены открыть небо не только над столичным аэропортом, но и еще над восемью воздушными гаванями. Теперь с нетерпеньем ждем конкурентов «Эйр Астаны» — Qatar Airways, Emirates, China Eastern, «Уральские Авиалинии».
Более того, авиационные власти готовы «включить» пятую степень свободы международного договора об «открытом небе». Всего таких степеней — девять, а казахстанская сторона надолго застряла в четвертой, руководствуясь Чикагской конвенцией 1944 года.
Смысл «пятого состояния» таков: иностранные перевозчики смогут свободно летать транзитом через Казахстан. К примеру, самолет, совершающий полет из Китая в Европу, сядет в Нур-Султане, «сдаст» пассажиров и груз, «загрузит» других людей и полетит дальше. Учитывая небольшой пассажиропоток РК, у «иностранца» появится интерес к Казахстану, как к транзитной стране. По мнению специалистов, только в таких условиях могут работать лоукостеры. Только в конкурентной среде можно обуздать цены на авиаперевозки и «разнообразить» маршруты.
Международный опыт показывает, что «открытое небо» способствует интеграции и развитию туристического потенциала. Безусловно, субсидируемые компании начинают «трещать» по швам, но в выигрыше остается конечный потребитель услуг. Теперь понятно, почему отдельные «лоббисты» выписывали стоп новому авиарежиму.
Однако не стоит обольщаться. Казахстан не был бы Казахстаном, если бы в нашем краю слова совпадали с делом. Мало объявить — важно соответствовать всем международным стандартам. Кстати, специалисты Международной ассоциация воздушного транспорта утверждают, что пока мы не можем обеспечить надлежащее обслуживание в аэропортах. Так что иногда бывает мало даже президентского окрика.
@tokaev_glasses