Евразийский ребус Узбекистана
Валентина Матвиенко
заявила, что Узбекистан рассматривает возможность присоединения к ЕАЭС.
Глава Совфеда - не та фигура, чтобы выдавать желаемое за действительное. Следовательно, есть шансы на расширение экономического союза до 200-миллионного рынка.
Для России интеграция с Узбекистаном выгодна, потому как экономические отношения довольно гармоничны:
- товарооборот с республикой: по первому полугодию 2019 года +11% при росте положительного сальдо +19%;
- Россия продает в Узбекистан продукцию машиностроения, металлы, уголь, древесину, а покупает хлопок, овощи, фрукты и одежду;
- более 2 миллионов трудовых мигрантов работают в России.
По большому счету России интереснее двусторонние отношения с Узбекистаном, чем включение Ташкента в сложный многосторонний альянс, где придется учитывать интересы других стран. Однако, если будет выбран путь евразийской интеграции, то придется решить ряд политэкономических противоречий.
1. Отсутствие границы с Россией повышает транзитную зависимость от Казахстана. Нур-Султану в случае вступления Ташкента в ЕАЭС придется открывать собственные южные границы. На примере пограничных трений с Киргизией мы видим, что Казахстан совершенно не спешит делать границы ЕАЭС прозрачными.
2. Узбекистан находится в противоречивых отношениях с Киргизией и Таджикистаном как по вопросам гидроресурсов, так и по этнонациональным в Ферганской долине. Киргизия, будучи союзником России по ЕАЭС и ОДКБ заинтересована быть ключевым союзником России в Средней Азии. В случае вступления Ташкента в ЕАЭС баланс сил серьезно изменится.
3. Для полноценной экономической интеграции придется решать вопрос безопасности, потому как открыть внутренние границы можно при контроле над внешними. Ташкент в свое время вышел из ОДКБ и вряд ли туда вернется из-за противоречий с ближайшими соседями. Поэтому либо России придется выстраивать двусторонний контур безопасности с Узбекистаном, либо евразийская интеграция в узбекском случае будет урезана.
Если же Москве удастся решить «узбекский ребус» евразийской интеграции, то это повысит роль России на постсоветском пространстве, как интегратора. Плюс позволит прокачать навыки отечественного политического класса в решении нетривиальных задач – выстроить экономические отношения с восточной автократией на взаимовыгодных условиях далеко не просто. Главное, чтобы по порочной традиции не принялись снимать противоречия исключительно с помощью льготных кредитов.