С началом 2019 года наблюдается некоторое оживление в нагорно-карабахском переговорном процессе. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ выступили с предложением о встрече министров иностранных дел Армении и Азербайджана. Напомним, что Зограб Мнацаканян и Эльмар Мамедьяров встречались в последний раз 5 декабря в Милане, после чего в СМИ двух кавказских республик интенсивно обсуждались возможные «прорывы» в процессе урегулирования многолетнего конфликта. Но сенсаций не произошло, и «оптимизм» азербайджанского министра о близости компромиссов не нашел подтверждения. Ожидать ли серьезных изменений сейчас?
Скорее всего, ответ будет отрицательным. Если понимать под изменениями достижение каких-то компромиссных юридически обязывающих соглашений. И здесь самое время вспомнить декабрьские договоренности. Месяц назад министры договорились о «сохранении динамики» переговоров. В свете масштабных внутриполитических перемен в Армении был высок риск того, что мирный процесс погрузится в состояние полного застоя. Эта угроза, судя по всему преодолена.
И самое время перейти к подготовке встречи первых лиц. Не в формате разговора «на полях», как это было во время саммита СНГ в Душанбе, а полноценных переговоров. Никакой гарантии прорывов, конечно, не имеется. Стороны по-прежнему не заинтересованы во взаимных уступках. И новогоднее выступление Ильхама Алиева, в котором он призвал к укреплению национальной армии, тому свидетельство. Но в то же время и в Баку, и в Ереване отсутствует интерес к «разморозке» конфликта. Быстрых дивидендов в надежде на «блицкриг» не ожидается. Значит, необходимо продолжать диалог. Даже, если его КПД будет не слишком высоким. Собственно говоря, этому и будет посвящена первая встреча Мнацаканяна и Мамедьярова в наступившем году. Динамика сохраняется, что, впрочем, не гарантирует быстрых позитивных результатов.
Сергей Маркедонов