
В Казахстане прошел ряд событий, которые показывают траекторию дальнейшей трансформации политической системы, которая сейчас находится в транзитном периоде.
Во-первых, Дарига Назарбаева переизбралась на пост председателя сената. То есть семья первого президента продолжает контролировать законодательную ветвь власти напрямую.
Во-вторых, новый президент Токаев выступил со своим первым посланием. Среди множества тезисов, некоторые имеют отношение к процессу транзита власти.
«Продолжить процесс партийного строительства» и «на реформу МВД будет направлено 173 млрд. тенге в течение трех следующих лет» - вот посылы Токаева.
Похоже, власть намерена держать под контролем внутриэлитные дискуссии в рамках партийной системы, не давая им выйти наружу. «Основные проблемы, волнующие наше общество, должны обсуждаться и находить своё решение именно в Парламенте и в рамках гражданского диалога, но не на улицах», заявил Токаев.
В 2018-2019 годах в разных регионах Казахстана проходило много митингов и акций протеста. Все они достаточно эффективно пресекались, как на силовом уровне, так и с помощью технологий создания информационного вакуума – когда отключались большинство мессенджеров и соцсетей.
Сама партийная система Казахстана очень похожа на российскую: номинально многопартийная, а фактически партия власти остается единственной и безальтернативной. Поэтому «развитие партийной системы» в кланово-бюрократическом государстве может означать модерацию внутриэлитной коммуникации, которая неизбежно будет обретать острые формы в момент транзита власти. Партия власти будет выполнять функцию закрытого клуба, а развитие парламентаризма выльется в уравновешивание групп влияния.
Значительное увеличение финансирования МВД означает, что гарантами безопасности транзита должны стать «силовики», которым достанется большая часть бюджетных ресурсов. Что особенно важно на фоне анонсированного Токаевым сокращения 25% бюджетников и сотрудников госпредприятий до 2024 года.
Также интересно, что Токаев анонсировал усиление работы «Национальной комиссии по модернизации», которая и должна стать двигателем процессов трансформации. Учитывая, что в июне и июле 2019 года в данной комиссии прошли кадровые изменения, то вероятно именно ей предстоит стать субъектом трансформации политической системы.
Для Москвы и Минска опыт Казахстана становится все более и более полезным, потому как показывает не только реальную практику транзита власти, но и его институциональное оформление.