Интересно было бы сравнить предвыборное парламентское законодательство двух братских республик - Казахстана и Кыргызстана. В Кыргызстане, как известно, тоже действует пропорциональная система выборов, но есть отличия - в чём то строже РК, а в чём то - КР.
Начнём с того, что кыргызский Жогорку Кенеш – единственная палата парламента. Депутатом можно стать, достигнув возраста 21 год. В Казахстане депутатом Мажилиса можно стать, достигнув возраста 25 лет, депутатом Сената – 30 лет.
Барьер для прохода партий в Мажилис – 7%, в Жогорку Кенеш – 9%. При этом, если 7% в Казахстане преодолеет лишь одна партия, то вторая всё равно получит не менее двух мандатов. Таким образом предотвращается однопартийность парламента. В Жогорку Кенеше 120 депутатов, и одна партия, сколько бы много голосов она ни набрала, может получить лишь 65 мандатов, то есть 54% голосов в парламенте.
.
В обеих странах принимаются меры по предотвращению моноэтничности парламента. В Казахстане девятерых из 107 депутатов Мажилиса избирает никем напрямую не избираемая Ассамблея народа Казахстана. В Кыргызстане предъявляют требования к избирательному списку партии: в нём должно быть не менее 15% кандидатов, «имеющих различную этническую принадлежность», при этом не менее 5 кандидатов из них должны быть включены в список первых 65 кандидатов. Не до конца понятен термин «различная этническая принадлежность», вероятно подразумевается, что не более 85% списка могут принадлежать к одному (скорее всего, титульному) этносу.
По порядку кандидатов в партийных списках. В Казахстане «политические партии самостоятельно определяют порядок размещения лиц в партийном списке». В Кыргызстане есть гендерные, возрастные и прочие квоты. При определении списка кандидатов политическая партия обязана учесть представительство: - не более 70% кандидатов одного пола, при этом разница очередности в списках кандидатов женщин и мужчин, выдвинутых от политических партий, не должна превышать трех позиций; - не менее 15% кандидатов не старше 35 лет, при этом не менее 5 кандидатов из них должны быть включены в список первых 65 кандидатов; - не менее 15% кандидатов, имеющих различную этническую принадлежность, при этом не менее 5 кандидатов из них должны быть включены в список первых 65 кандидатов; - не менее 2 кандидатов - лица с ограниченными возможностями здоровья, при этом один из них должен быть включен в список первых 50 кандидатов. На практике те, кто попал в списки по квотам, нередко сдают мандаты после победы партии (за это их называют «партийными марионетками»).
И в Мажилисе, и в Жогорку Кенеше депутаты лишаются мандата в случае эмиграции, смерти, признания недееспособным решением суда и добровольной отставки. Вместе с тем, депутат Жогорку Кенеша не связан императивным мандатом, его отзыв не допускается, список причин отстранения конечен, дополнений в виде «и иных предусмотренных законом случаях» нет. В Казахстане же дисциплина намного строже: депутат Мажилиса лишается своего мандата при исключении из политической партии, от которой он был избран, или же в случае прекращения деятельности этой самой партии, от которой он был избран.