Контуры перезагрузки «Нур Отана»: от партии власти к правящей партии
Итак, Политсовет «Нур Отана» завершился. Контуры перезагрузки партии намечены.
Очевидно, что предпринимается попытка нащупать ход системных реформ. Судя по обозначенным приоритетам Н.Назарбаевым, пришло понимание о необходимости трансформации партии власти в правящую партию. Иного пути нет.
Руководство «Нур Отана» осознает политические и социальные риски. Стержневой месседж Первого Президента весьма показателен: «если мы не будем справляться со своими обязанностями, вместо нас придет другая партия».
Многие меры заявлялись ранее, витали в воздухе. Но не были оформлены в работающую программную оболочку.
Понятно, что в новых условиях у «Нур Отана» непростые задачи по укреплению доверия в обществе и выстраиванию реальных механизмов всестороннего диалога.
Надо говорить открыто, что пока партия имеет лишь политический тип доминирования, но не общественный. Надеяться на возможности «административного ресурса» также беспечно.
Исходя из этого, определены два уровня системной перезагрузки.
Первый уровень – институциональный. Это решения, которые придадут реальную политическую субъектность партии.
Во-первых, повышается статус и роль фракции. Теперь спикер Мажилиса и руководитель фракции парламентского большинства – одно лицо. Полноценно заработает законотворческий механизм прямого взаимодействия по линии «аппарат партии – фракция».
Во-вторых, мажилисмены перестанут занимать традиционно согласительную позицию по отношению к действиям Правительства. Более того, получен карт-бланш от Елбасы на использование конституционных рычагов по отклонению кандидатур министров и вынесению предложений на снятие членов Правительства за неудовлетворительную работу.
В-третьих, рассматривается возможность разделения должности председателя областного филиала «Нур Отана» и областного акима, которые сейчас их совмещают. Эта мера позволит кардинально решить проблему эффективности партийного и общественного контроля над исполнительной властью. Дело в том, что маслихатовцы ограничены в своих действиях. Большинство из них нуротановцы и при этом аким будучи председателем филиала партии является их партийным боссом. Налицо конфликт интересов. В такой ситуации маслихат малоэффективен, поскольку сложно объективно рассматривать местные бюджеты и указывать на проблемы развития региона.
Второй уровень – внутрипартийный.
Во-первых, «Нур Отан» намерен все-таки внедрять механизмы внутрипартийной демократии. Заработает система праймериз, стимулирующая конкурентный отбор наиболее талантливых кадров, которые смогут вырабатывать конкретные предложения. Будет устранен балласт из партийных рядов. Важно сформировать пласт новых лиц партии, способных коммуницировать как с обществом, так и с госаппаратом. Для этого, в том числе нужны открытые дискуссионные площадки, где будут встречаться разнополярные мнения.
Во-вторых, пересмотрят вопросы партийной идентичности, ответственности и дисциплины. Действительно, надо вымарывать формальное отношение к членству в партии. Попросту люди должны определиться со своей политической позицией и двигаться в русле обозначенного курса. Это отношение, прежде всего, должно выражаться в качестве работы чиновников. То есть, если проваливаешь свой участок, несешь ответственность перед партией и ее электоратом, будь готов к соответствующим санкциям.
Ношение значков и иной атрибутики не стоит ассоциировать с архаичным коммунистическим прошлым. Это из разряда внутрикорпоративной практики, которую используют все топовые политические организации в мире для укрепления партийной идентичности.
В-третьих, теперь вектор не на идеологическое сопровождение государственной политики. Важно, чтобы партийный контроль реально влиял на повышение эффективности в реализации госпрограмм. Необходимо выработать четкую систему мониторинга их выполнения. Если «Нур Отан» нацелен на долгосрочное доминирование, нельзя занимать наблюдательную позицию.