где вы нашли у меня "согласительный тезис" - я не знаю. Я как раз сказал, что это разные территории с разным культурным прошлым и разными традициями. И, кстати, с разным отношением к власти. И уже оттуда с разным построением церковной власти.
Это изначально лишь две части одной империи, а культурные традиции у всех народов были разные. С принятием же христианства и становлением христианства государственной религией многие вещи были подведены, под общий знаменатель. Насчёт культурных различий, так они всегда были в Римской империи. Само по себе то, что кто то родился на територии современной Сербии, не делаего его например сербом.Констанин же быо римский император, который родился в Наисе – городе в Верхней Мезии (сегодня он принадлежит Сербии и называется Ниш). Его полное имя звучало как Флавий Валерий Аврелий Константин; он был сыном цезаря (младшего императора) Констанция Хлора, но не от его официальной жены Феодоры, а от конкубины (сожительницы) Елены
Его обращение к христианству сыграло в дальнейшем роль формирования новой культурной общности христиан. Будучи язычником, он основал "Новый Рим" и принёс туда старые римские культурные традиции, которые впоследствии были уничтожены другими императорами, но и положил начало формирования новых. По его инициативе христианство было легализировано и распространилось по всей империи. Сам себя он себя провозгласил :"епископ церкви внешних дел". Т. Е мы видим, что изначально на формирование восточной традиции повлияла и западная римская . Также формировалось и догматическое богословие и каноническое право.Римляне и Греки до определённого момента имели согласие по ключевым вопросам христианской веры. Этому свидетельствует хотя бы тот факт, что свт Кирил умер и похоронен в Риме, а брат его Методий был возведён в епископы папой римским.Но между церковными кафедрами всё-таки были противоречия, чем вероятнее всего и воспользовался болгарский царь Борис 1.Не хочется дальше пересказывать всю эту доступную историю. Но уже их этого видно, что влияние на формирования болгарской церковной традиции - культуры и письменности оказывали и римляне, и греки. Так и на старославянскую писменность также всегда оказывыла влияние греческое и в меньшей степени западное богословие. Соотвественно, тот мертвый в обиходном плане, церковнославянский язык действительно близок с болгарским и корректно говорить только о его влиянии и то на допетровскую культуры. К современному русскому языку он конечно имеет отношение, но как азбука и не более. Нельзя же исходя из использования в математике арабских цифр делать например индийцев ответственными за создание этой самой математики. Так же и с ролью болгар в роли развития русского языка. .