"Те, кто пережил украинский голод, всегда описывали его, как только им было позволено его описать, как акт государственной агрессии. Крестьяне, которые испытали обыски и черные списки, вспоминали о них как о коллективном нападении на себя и свою культуру. Украинцы, которые были свидетелями арестов и убийств интеллектуалов, ученых, писателей и художников, помнили их так же, как преднамеренное нападение на свою национальную культурную элиту.
Архивные записи подтверждают показания выживших. Ни урожай, ни плохая погода не вызвали голод в Украине. Хотя хаос коллективизации помог создать условия, которые привели к голоду, большое количество смертей в Украине между 1932 и 1934 годами и особенно всплеск весной 1933 года, не были вызваны непосредственно коллективизацией. Голод был результатом насильственного изъятия продуктов из домов людей; препятствий, мешавших крестьянам искать работу или продукты питания; жестких правил черных списков, налагаемых на хутора и деревни; ограничений на бартер и торговлю; и жестокой пропагандистской кампании, направленной на то, чтобы убедить украинцев смотреть, неподвижно, на то как их соседи умирали от голода."
- Энн Эпплбаум, "Красный голод. Сталинская война в Украине".
Энн Эпплбаум — американская и польская журналистка и историк еврейского происхождения. Работала журналистом и редактором в британских изданиях The Spectator, The Daily Telegraph, Sunday Telegraph, Economist и подобных. Сейчас является колумнистом Washington Post и Slate.
Книга "Красный голод" выйдет из печати в октябре.