6. Часть инструкций «Аштасахасрики» можно свести к единой формуле:
«Если у бодхисаттвы-махасаттвы при чтении данного места не возникает состояния X, то он может продолжать чтение».
<…>
Приведённые примеры типологически очень похожи на коаны дзен-буддизма: и те и другие основаны на т. н. парадоксальной логике. В практике дзен-буддизма наставник стремится при помощи парадоксов довести учеников до состояния психического шока, который должен ускорять процесс достижения сатори и будто бы является преддверием просветления.
В «Аштасахасрике» отсутствие состояния X полагается непременным условием достижения просветления. На мой взгляд, шок дзен-буддизма и состояние X «Аштасахасрики» — типологически похожие состояния психики. Если это так, то в этом заключается коренное различие практики дзен-буддизма и праджняпарамиты.
<…>
Большинство значений и в переводе Валлезера и переводе Кумарадживы связаны с понятием страха. Значит ли это, что интересующее нас состояние — страх? По-видимому, переводчики сами не думали так, хотя перевес в сторону «страха» налицо.
<…>
Мне кажется, что интеграция понятий «неуверенность», «депрессия» и «страх» в одно понятие «шок» вполне допустима, поскольку «шок» в европейских языках в своих значениях может иметь те же оттенки. В то же время это понятие удовлетворяет нашему исходному требованию, так как оно действительно способно покрывать все варианты описания интересующего нас состояния. Но, что самое главное, «шок» соответствует ещё одному аспекту «состояния X» — это состояние охватывает не только сознание читающего, а его психику целиком, и оно в принципе — состояние неконтролируемое.
Состояние шока — это своеобразный защитный механизм человека, не обладающего такой структурой сознания, которую «Аштасахасрика» обозначает термином «праджняпарамита». Поэтому нельзя сказать, что «шок» — явление нежелательное. Он определяет только ту категорию людей, которые не способны вникать в тексты праджняпарамитского цикла.