Size: a a a

Высокая Порта

2018 October 05
Высокая Порта
Я уже писал, что маньчжурская династия Цин, правившая Китаем с 17 по 20 века, намеренно формировала два совершенно разных имиджа - один для маньчжуров, другой - для китайцев. Китайцам, например, врали, что Китай - единственный очаг цивилизации в мире, манчьжурам по секрету сообщали, что это лишь одна из трех великих держав (наряду с Моголами и Османами). К реальной дипломатической информации китайцев в принципе не допускали и на китайский эта инфа не дублировалась.
Но этим дело не ограничивалось. Цинские императоры представляли себя китайцам, как богоподобных суверенов, стоящих над обществом. Достаточно сказать, что, говоря о себе, император употреблял специальное местоимение zheng, зарезервированное для таких случаев.
Как императоры общались с маньчжурами? Совсем иначе - в своих письмах к маньчжурским князьям и генералам императоры постоянно подчеркивали общность интересов и идентичности: "мы, маньчжурские вельможи" - писали императоры по-маньчжурски, "наш, маньчжурский интерес". То есть если для китайцев император был божеством, то для маньчжуров лишь первым по рангу князем.
В этой секретной внутриманьчжурской переписке императоры четко отделяли себя и маньчжуров, с одной стороны, и китайцев, с другой. Они, скажем, высказывали недовольство, когда маньчжурские офицеры отправлялись служить в китайские части. "Они научатся от них низкопоклонству, - сокрушался император, - раньше они не сгибали колени даже перед канцлером, а теперь будут падать ниц перед каждым вышестоящим"
(Mark Eliott, The Manchu Way)
источник
Высокая Порта
источник
Высокая Порта
Тайская принцесса на церемонии открытия ресторана
источник
2018 October 06
Высокая Порта
Обязательный траур после смерти родителей составлял в Цинском Китае:
- для китайских чиновников - три года, с обязательной отставкой, отъездом в родную деревню и без сохранения жалованья на период траура
- для маньчжурских - сто дней с сохранением должности и жалованья
источник
Высокая Порта
Император vs Хан
Как я уже писал, позиционирование Цинского императора в отношении маньчжуров и китайцев очень отличалось. Для китайцев (любого ранга) он был холодно-отстраненным божественным правителем. Для маньчжуров и монголов* это был ОТЕЦ РОДНОЙ.
Это хорошо видно по переписке императоров с маньчжурскими и китайскими чиновниками и офицерами. Император (или люди, которые ведут за него переписку) тщательно отслеживают карьеры не только самих маньчжурских сановников, но и их сыновей. Дескать, не пора ли твоему сыну боевой опыт получить, а там через полгода - на хорошую должность поставим? В переписке с китайцами тема их детей не упоминается ни разу - очевидно потому, что коллективному императору ПЛЕВАТЬ.
Сказанное касается не только раздачи пряников, но и кнута. Еще Нурхаци, основатель маньчжурского ханства, завещал, что если преступником является "один из нас" (характерно, что он говорит "мы" обо всех маньчжурах, даже простолюдинах), то нужно тщательно рассмотреть все его заслуги и если найдется хоть малейший повод - помиловать. К китайцам все это, разумеется, не относилось.

* О монголах. С ними ситуация была такая: если они выступали против Цин - тотальный геноцид. Джунгар, например, уничтожили подчистую, как патагонцев. Если подчинялись - их буквально заваливали пряниками и делали со-владельцами Китайской империи, вместе с маньчжурами. Император Юнчжен хвастался, что изобрел кучу новых должностей для монголов, увеличив их долю в госаппарате "во много раз" и даже отдал им часть традиционно манчьжурских постов.
В общем, если ты монгол, - го вместе править Китаем. Или мы убьем тебя и всю твою семью.
источник
2018 October 07
Высокая Порта
Steampunk
Севрский мирный договор, навязанный побеждённой Турции по итогам Первой мировой, запрещал туркам иметь:
1. Армию
2. Флот
3. Дирижабли
источник
Высокая Порта
Гуманитарная интервенция
«Гелон-тиран, победив карфагенян при Гимере, при заключении мира заставил их вписать в его условия обязательство, что они не будут больше приносить своих детей в жертву Кроносу»
(Плутарх, Изречения царей и полководцев)
источник
2018 October 08
Высокая Порта
Во время восстания боксеров старейшина китайской деревни велел привести к себе односельчанина, принявшего христианство.
- Ты, - спрашивает старейшина - какого государства человек? (你是哪国人).
- Я, - отвечает, - человек Цин.
- Так какого же черта ты тогда принял веру заморских дьяволов? Ты головой-то подумай - колокольни заслоняют небо, от этого нет дождя и засуха пошла - народ вымирает целыми уездами. У тебя совесть вообще есть?
источник
Высокая Порта
Позитивная дискриминация
В империи Цин строго соблюдался принцип этнического равенства. Представительство маньчжуров в госаппарате было равно представительству китайцев: в каждом министерстве были министр-маньчжур и министр-китаец, по два зама каждой национальности и т.д. На уровне провинций губернаторов маньчжуров было примерно столько же сколько китайцев (к середине 18 в.). Вот только китайцев было примерно в 120 раз (цифры разнятся, но порядок такой) больше, чем маньчжуров. Неудивительно, что в таких условиях тема маньчжурских привилегий стала главной темой для разговоров китайского чиновничества.
источник
2018 October 09
Высокая Порта
Два весёлых гуся
Адмирал Гаспар де Колиньи был предводителем протестантов во Французских религиозных войнах. А его старший брат Оде (Odet) - кардиналом католической церкви и назначенным папой Великим инквизитором Франции*.

* В должность великого инквизитора он так и не вошёл - парижский парламент был принципиально против учреждения в стране инквизиции.
источник
Высокая Порта
О доктрине "согласия национальностей"
В чате спрашивают - как китайцы относятся к тому, что значительную часть своей истории они находились под властью иностранных завоевателей: киданей, чжурчжэней, монголов и прочих маньчжуров.
Тут ситуация двойственная. Официальная доктрина "согласия национальностей" утверждает, что все эти завоеватели - это никакие не иностранцы, а совсем напротив - неотъемлемая часть "Срединного государства". Т.е. все перечисленные завоевания - это чисто внутренние конфликты и никакой почвы для взаимных обид тут быть не может.
На практике все сложнее. Да, трудно найти психически здорового китайца, который всерьез переживал бы по поводу монгольского нашествия - это было слишком давно. Но вот к господству маньчжурскому китайцы относятся, скажем так, неоднозначно. В среде ханьских националистов широко распространены антиманьчжурские настроения: многие, как я уже писал раньше, считают, что маньчжуры и сейчас рвутся к власти над Китаем, чтобы обратить ханьцев в рабов. Историков, занимающих примирительную позицию в отношении маньчжуров атакуют и публично освистывают. Инициативы типа воздвижения памятника последнему императору Пу И вызывают взрывы негодования в соцсетях.
Если в континентальном Китае антиманьчжурские настроения тлеют под почвой и в официальный дискурс не прорываются, то на Тайване они выражены куда более открыто. Китайский турист, посмотревший в тайваньском отеле фильм про резню в Янчжоу, где зверообразные маньчжуры истребляли беззащитных ханьцев, был в шоке - в континентальном Китае такую картину не смогли бы а) снять b) выпустить на экран, т.к. это противоречило бы концепции "согласия национальностей".
источник
2018 October 11
Высокая Порта
Янычары
Коварство терминологии состоит в том, что одними и теми же словами в разное время и в разных регионах обозначаются совершенно разные явления.
Возьмём для примера «янычар». Все знают о янычарах стамбульских - личных bondservants султана, отбираемых из мальчиков-христиан и составляющих ядро османской армии.
Меньше знают о янычарах каирских. К 18 в. в «янычарском» корпусе Каира состояло около 80% взрослого мусульманского населения. Т.е. египетские янычары эпохи Ибрагима Кетходы - это просто полноправные граждане Каира, участвующие в фактически цеховом управлении городом, только замаскированном под военное, а вовсе не профессиональные солдаты.
Ещё интереснее с янычарами алжирскими. Если в стамбульские янычары не брали турок, то в алжирские напротив - только турок и брали. По выражению французского посланника, приезжая в Алжир всякая портовая шваль Стамбула и западной Анатолии превращалась в «великолепных и могущественных сеньоров», принимающих активное участие в управлении Алжиром - этой «неправильной республикой» как писал Монтескьё.
источник
Высокая Порта
Последний герой
"Клеомед, отличаясь громадною силой и ростом, нравом же безрассудным и неистовым, не раз чинил насилия, а в конце концов ударом кулака сломал столб, поддерживавший кровлю в школе для детей, и обрушил потолок. Дети были раздавлены обломками; спасаясь от погони, Клеомед спрятался в большой ящик и, захлопнув крышку, до того крепко держал ее изнутри, что множество народа, соединив свои усилия, как ни бились, поднять ее так и не смогли. Тогда ящик сломали, но Клеомеда ни живым, ни мертвым не обнаружили. Изумленные граждане послали в Дельфы вопросить оракула и пифия возвестила:

"Это - последний герой, Клеомед из Астипален"

(Плутарх, Сравнительные жизнеописания)
источник
2018 October 12
Высокая Порта
Турецкие зверства
Забавно, что Османскую империю часто упрекают в том, что она оставила после себя религиозную и этническую чересполосицу, ставшую, дескать, причиной последующих кровавых конфликтов. Т.е. по сути упрекающие недовольны тем, что Османы не уничтожали завоёванные народы (как англосаксы в Америке) и не обращали их силой в ислам (как испанцы там же). Турки даже не пытались навязать покоренным свою идентичность, отсюда и истоки последующих конфликтов. Выходит, что причиной последующей балканской резни следует считать как раз беспрецедентную толерантность османов.
Это, конечно, упрощенный взгляд, но в нем, по видимому, содержится зерно истины. Ведь если нежелание турок заниматься прозелитизмом в далёких и труднодоступных горах ещё можно объяснить нежеланием нести логистические издержки, то как обьяснить тот факт, что гетеродоксия поселилась в самом сердце империи, в янычарском корпусе, который в массе своей исповедовал бекташизм, очень далекий от суннитской ортодоксии? Если бы турки вели себя как испанцы или хотя бы французы, такое было бы в принципе невозможно.
источник
2018 October 13
Высокая Порта
Феминизм
Многие слышали, что завоевав Китай, маньчжуры под страхом смерти приказали китайским мужчинам сбрить волосы на голове спереди и отпустить косу сзади - по маньчжурскому образцу. Менее известно, что маньчжуры пытались запретить китайскую практику «ножек лотоса», когда малолетним девочкам обматывали ноги, калеча их, так чтобы они подходили под китайские стандарты красоты. Запрет, введённый в 1664, продержался в итоге всего 4 года и был отменён как unenforceable.
Вообще положение женщин у маньчжуров выгодно отличалось от положения женщин у ханьцев: женщины могли передвигаться без сопровождения мужчин (и даже верхом), вдовы, в отличие от ханьских, имели право на повторное замужество и т.д. Единственным специфическим ограничением для маньчжурских женщин было обязательное получение разрешения на брак у гарнизонных командиров. Маньчжуры, включая женщин, как народ-войско обязаны были подчиняться военной дисциплине
источник
Высокая Порта
О духовных поисках
Рассуждая о свободе совести в премодерне, нужно понимать, что даже там, где она была, как в Китае, она понималась не как свобода индивида верить, во что ему заблагорассудится, а как право признанной религиозной общины придерживаться своих верований и исполнять свои обряды. Отступление от них не допускалось.
Скажем, когда император Юнчжен узнал, что некий маньчжур Урчен принял христианство, он был этим крайне недоволен:
«У нас, маньчжуров, свои отряды поклонения Небу; у монголов, китайцев, русских и европейцев - свои. Я не говорил, что Урчен не может почитать небо, но что у всех свои способы делать это. Будучи маньчжуром, Урчен должен делать как мы»
Принадлежность к маньчжурскому народу-войску накладывала много обязательств и в их числе - обязанность придерживаться маньчжурского шаманизма. В общем, раз ты маньчжур, то духовные поиски не допускаются, сиди тихо и камлай шибко.
источник
2018 October 14
Высокая Порта
Дочитал 'The Manchu Way' Марка Элиотта. Книга содержательная, в ней есть по крайней мере одна интересная мысль, которую автор, как мне кажется, не развил до конца. Поворотным пунктом маньчжурского господства над Китаем, по видимому, стали реформы 1730-1760-х гг., когда из маньчжурских знамен выкинули сотни тысяч примкнувших к ним оманьчжурившихся китайцев.
Почему это так важно? Потому что у крошечного кочевого  меньшинства, покорившего многочисленное оседлое население есть два пути - постепенно ассимилировать оседлых, навязав им свою культуру (пример - турки и византийцы) или же самим постепенно ассимилироваться, как в итоге произошло с маньчжурами. Но тут есть одна фишка - чтобы оманьчжуривать китайцев, необходимо, чтобы у китайца, пардон за тавтологию, был способ стать маньчжуром. Закрыв же ряды маньчжурского корпуса для китайцев, вы практически обрубаете возможности для этой ассимиляции.
До 1730 г. рост маньчжурских "знамен" шел взрывными темпами, не столько за счет естественного прироста, сколько за счет приемных детей, вольноотпущенников, просто китайских мошенников, притворившихся маньчжурами и т.д. Очистив от них ряды войска, т.е. поставив в приоритет расовую чистоту, маньчжуры тем самым лишили себя шансов стать значимым меньшинством типа тюрков в Иране или мусульман в Индии и в конечном счете обрекли себя на постепенную ассимиляцию в море ханьцев.
источник
2018 October 17
Высокая Порта
О расизме в Китае
Однокурсник учил английскому маленького китайчонка - зашла речь про расы. Тот ему и говорит: учитель, больше всего я люблю белых. Потом китайцев. Потом японцев. Ну а негров - нет, я не люблю негров.
В целом, расизм в китайском обществе проявляется гораздо более открыто, чем на западе - никто не стесняется выражать, что у него на уме.
Обратной стороной китайского расизма является привилегированное положение белых. Белому в Китае жить легко и приятно - отношение со стороны общества к белым тут крайне положительное. Это отчасти компенсируется негласными государственными ограничениями - некитайцу тут практически нереально сделать карьеру. Да, экспаты могут зашибать очень хорошие деньги в китайской компании, но к руководящим должностям их не допустят никогда. Китайцы слишком хорошо усвоили урок, преподанный им европейцами в период полуколониальной зависимости конца 19 - начала 20 в.
источник
2018 October 18
Высокая Порта
Прочитал “Sapiens” Харари. В книге есть несколько интересных мыслей, например, о противоречии в современном либеральном дискурсе - мы демонизируем империи (и соответственно идеализируем борцов с ними), при том, что сами, в большинстве случаев, являемся наследниками успешных имперских проектов. Или взять хотя бы предсказание, что в будущем современное сельское хозяйство будет объявлено главным преступлением в истории (в этом я с харари согласен).
Но все это перемежается чудовищными по невежеству замечаниями, например, о «внутреннем мире» в современной Индии. Даже если забыть про индо-мусульманский фактор, чувак очевидно никогда не слышал про наксалитов.
источник
2018 October 19
Высокая Порта
В защиту лицемерия
Представьте себе ситуацию - 1500 год, в Москву идёт посольство из Ногайской Орды. 200 человек, 7 тысяч лошадей. Добираются до столицы, идут к великому князю: «Как ваше здоровье?». «Зашибись, - отвечает вел. князь, - а царя вашего как здоровье?». «Тоже все путём» отвечают послы. На чем и прощаются. Возвращаются ногайцы домой без коней, зато с кэшем.
Вопрос - зачем они ездили? Очевидно - продавать лошадей, а посольство было для этого лишь прикрытием. Если бы они ехали официально как купцы, то стали бы легкой добычей вымогателей, а так, в статусе гостей великого князя, прикопаться к ним гораздо сложнее.
Этот кейс показывает, что многие важные и необходимые социальные взаимодействия невозможны без изрядной дозы лицемерия - с обеих сторон. И это касается не только коммерции.
источник