#YKI #keskitaso
Существует три различных уровня экзамена YKI:
- perustaso – базовый уровень, YKI 1-2. Сдать его, конечно, можно, только формально он ничего не даёт и ничего не гарантирует.
- keskitaso – средний уровень, YKI 3-4. Именно этот экзамен нужно сдать на оценку не ниже «3» хотя бы по двум из четырёх частей, чтобы получить гражданство. Сочетания «троек» могут быть разными: говорение (диалоги и монологи) + письмо, понимание речи + письмо , понимание текста (чтение) + говорение
- ylintaso – высший уровень, YKI 5-6. Оценку не ниже «пятёрки» по всем частям YKI требуют, например, от учителей, которые поступают в университет для подтверждения диплома. Объясняется это тем, что по закону у учителей школ должен быть erinomainen suullinen ja kirjallinen taito (превосходный уровень владения устной и письменной речью).
На экзамене проверяется, умеете ли вы использовать финский язык в определённых целях. Очевидно, что больше всего и чаще всего сдаётся именно keskitaso. Сегодня поговорим о том, что же надо уметь, чтобы сдать на 3 или 4. (Источник: Yleisten kielitutkintojen perusteet 2011).
Нужно уметь
1.
давать информацию, уточнять и задавать вопросы.
В реальности это означает, что нужно уметь утверждать, называть, рассказывать, описывать, комментировать; объяснять, исправлять, уточнять и просить уточнить; спрашивать и расспрашивать; уведомлять; отвечать на вопросы утвердительно и отрицательно.
И всё это чуть более основательно и естественно, чем на базовом уровне, с использованием уместных для конкретной ситуации конструкций.
2.
выражать своё мнение и позицию
А именно, выражать своё мнение и спрашивать о чужом; высказываться за и против; соглашаться и одобрять утверждение; выражать несогласие и оспаривать утверждение собеседника; выражать (не)осведомлённость о каких-то фактах и явлениях, выражать (не)уверенность, задавать вопросы; выражать (не)согласие.
Опять же чуть более развёрнуто, чем на начальном уровне, и с использованием адекватных ситуации выражений.
3.
выражать эмоции и спрашивать о чувствах
т.е. выражать радость, удовольствие, удовлетворённость и надежду; грусть, неудовольствие, неудовлетворённость и отчаяние; растерянность, разочарование, злость, заботу и страх; пресыщение и расстройство; сопереживать; удивляться; выражать благодарность; одобрять и порицать.
4.
справляться с повседневными делами, например
покупать и заниматься другими делами (например, базовые диалогив КЕЛА, банке и т.п.); спрашивать и заказывать; договариваться о встрече, бронировать и отменять время (например, приём врача и т.п.); советовать и давать инструкции, а также просить совета/инстрцкции; просить и предлагать помощь; просить и давать разрешение; приглашать, звать куда-то; напомнинать, предупреждать; подбадривать.
5.
действовать в рамках принятых социальных норм, то есть
здороваться и прощаться; обращаться к кому-то и реагировать на обращение к вам; представляться и представлять других; просить прощения и выражать сожаление; благодарить; быть вежливым, поздравлять и принимать поздравления; передавать приветы; вежливо отказываться.
На среднем уровне от сдающего требуется уметь использовать выражения, подходящие для общения со знакомыми и друзьями, а также в полуофициальных коммуникативных ситуациях.
6.
участовать в диалогах
иными словами, уметь привлечь внимание; вежливо прервать, подключиться к разговору; задать уточняющие вопросы и ответить на них, повторить (если просят или попросить повторить), сказать что-то по буквам (и попросить это сделать); показать собседнику, что (не) понимаете его; делать исправления сказанного или вносить дополнения; выражать сомнения и использовать к месту diskurssipartikkeli (т.н. дискурсивные частицы, типа –pas, -pa, no, joo, ai, nyt, no niin и т.д.)
Предполагается, что на среднем уровне сдающиё может это делать уже достаточно естественно.
О темах (точнее, о тематических блоках), которые могут попасться на экзамене, расскажу на следующей неделе.
Hei-hei!