Короче мораль такая.
Студенты списывали, списывают и будут списывать. Пока есть другие студенты, которые будут помогать им с учебой - рыночек не закроется.
Решаться это должно снаружи. Модернизацией учебных программ. Чтобы она была интересной и полезной. А никакие драконовские меры и агрессивные попытки заставить студентов не списывать - ерунда, всегда найдутся методы как сделать это ещё изысканнее.
В любом случае, в огромном количестве случаев, было бы выгоднее не заставлять людей зубрить что-то наизусть, а давать возможность самостоятельно найти источник информации в сжатые сроки. С навыками ресерча и критического мышления у студентов все ещё плохо. И попытки заставить их запоминать и зазубривать, ни к чему хорошему не приведут.
И пока будут существовать преподаватели, которые говорят "для зачёта обязателен реферат, 25 страниц А4, обязательно распечатайте, чтобы с одной стороны лист был чистый" - будут студенты, которые за время, которое они бы писали этот реферат, реально поработают и научатся чему-то полезному.
Нда, согласна с вами.
Студентам меда с первых курсов сложно и многое действительно сначала надо зазубрить. Но можно по-разному подходить к этой проблеме. Я веду пары у медиков 2-3 курса и им гораздо интереснее, когда мы разбираем это с точки зрения клтнического мышления. Учить надо много, но им становится интересно, когда я объясняю, зачем они учили до этого анатомию, фмщиологию и гистологию. Ты проходишь пятьсот тысяч кафедр, но знания по каждому предмету условно складываются в разные папки в голове. И студенты не понимают, что придя, например на микробиологию, надо вспомнить всё то, чему тебя учили до этого два года.