Ситуация вокруг оружейного завода «Молот», о которой пишет
@vysokygovorit куда серьезнее, чем просто нежелание банков кредитовать его из-за того, что предприятие находится под санкциями. Запрет на экспорт продукции, конечно, подкосил его, но последние 15 лет этого легендарного завода напоминают медленное и болезненное увядание от страшной неизлечимой болезни.
Началась она, по совпадению, в тот момент, когда оборонным предприятиям запретили самим продавать свою продукцию за границу, и весь оружейный оборот передали «Рособоронэкспорту». Это, конечно, не единственная проблема завода.
Советская инерция, которая выжимала из предприятия последние соки – когда на градообразующих предприятиях моногородов уже после развала Союза висели санатории, детские сады, ЖКХ и тд и тп.
Руководство, которое привыкло, что государство поможет в любом случае, а в разгул дикого капитализма, оказывается, надо модернизировать производство. Чтобы у тебя один затвор не 26 человек делали, а современный станок, в который надо вкладываться. Надо самому искать рынки сбыта и бороться за свое место под солнцем, которое занимали болгары и поляки с той же еще советской линейкой.
Государство, которое почему-то не давало оборонзаказ «Молоту», предпочитая другие предприятия. Как будто в Вятских Полянах РПК, АГС, РПГ и ПТРК «Метис» чем-то хуже...
В конце 2009 года заводчане вышли на улицу с кастрюлями и прошлись, стуча поварешками, по городу. Зарплату тогда не выплачивали уже год. Завод стоял на грани банкротства. Когда я приехал, сотрудники предприятия
показывали мне свои холодильники, в которых лежали только просроченные яйца – они дешевле. Техническая интеллигенция, золотые руки, штучные мозги…
Потом были программы поддержки моногородов, попытки реанимировать предприятие госвливаниями, огромные сокращения, банкротство, новые хозяева, выход на смешную для завода прибыль в 27 миллионов и, наконец, санкции, которые поставили крест на самой доходной части – экспорте.
Никакие кредиты этот умирающий завод без серьезного Гособоронзаказа и частичной диверсификации не спасут. Что, конечно, не оправдывает банки, если они не дают денег по причине санкций, а не по причине бесперспективности их возврата.
Почитайте
наш репортаж о том, как убивали завод, давший в годы войны 2,5 миллиона ППШ и выпускавший знаменитые на весь Союз мотороллеры. По атмосфере полнейшей безнадеги может показаться, что это «святые 90-е». Но это 2010 год. Я вообще удивлен, что «Молот» держится так долго.
И это типичная история для российских моногородов. Вспомните Пикалево. Только там - коммерция, а здесь - госпредприятие.
@sashakots