Рубрика #ЧтецСамец
Дочитал книгу "Спроси Маму" о том, что пора перестать продавать и начать говорить с пользователями. Остался крайне доволен ее лаконичностью (всего часа четыре) и плотностью полезности на каждой странице. Главных идей в книге всего шесть — но чтобы полностью их понять, стоит прочитать развернутые мысли автора. Я лишь поверхностно расскажу вам про то, как я понял эти пункты.
1. Не спрашивайте людей, нравится ли им ваша идея. Не задавайте вопросы, которые вы бы не задали своей маме.
Если вы спросите у своей мамы: "Я красивый?" — Она всегда ответит положительно. Но объективна ли эта оценка? Прекращайте спрашивать "нравится ли вам вот эта идея?" или "пользовались бы вы этим?". Спрашивайте не про свой бизнес, а про поведение самого человека — именно там и кроются главные инсайты.
2. Не ведитесь на "я бы точно это купил".
Люди гораздо чаще просто жалуются о проблемах, нежели рассказывают вам о реальных вещах, за которые готовы платить. Если человек вам пожаловался на боль — все равно велика вероятность, что она приносит ему недостаточно неудобств, чтобы он был готов платить за решение.
3. Хватит пытаться добиться одобрения.
Заряжать вопрос позитивом — главная проблема валидации идеи. "Как думаешь, сработает?", "Тебе нравится эта идея?", "Я уволился, чтобы работать над этим фултайм", "А что, если я скажу, что есть еще вот такая функция?", "Да-да, мы и это делаем!" — Все эти формулировки заставляют человека вежливо с вами согласиться. Не обижать же вас на пустом месте?
4. Научитесь любить плохие новости.
Если вы ошибаетесь и проваливаетесь быстро и дешево — это, на самом деле, не плохая новость, а хорошая. Вы могли бы годами скидывать все свои деньги и время на что-то, что не работает. А теперь у вас есть и деньги, и время, чтобы попробовать что-то новое. Если вы видите, что идея — отстой, не грустите, а радуйтесь.
5. Просите пользователей о помощи.
Простой шаблон просьбы: расскажите о боли (но не о своем решении), объясните человеку стадию своего решения (только начал, работаю над этим, уже запустился и т.д.), укажите свою слабость (не могу никак найти пользователей, например), вознесите собеседника на пъедестал (у тебя так много опыта в этом деле, ты можешь очень помочь советом), попросите помочь (можем встретиться на кофе, чтобы ты ответил на пару моих вопросов по теме?)
6. Определите свой сегмент пользователя
Не пытайтесь удовлетворить всех и вся. Выберите определенный сегмент рынка и работайте с ним.
Отдельно хочу отметить "режим питчинга", про который говорит автор и которого важно избегать в интервью с пользователями. Ну, когда вы пытаетесь объяснить свою идею глубже и "продать" ее собеседнику, вместо того, чтобы дать собеседнику выговориться и рассказать о себе. В случае, когда вы заметили, что переходите в режим продажника (это никому не нравится), просто извинитесь и продолжите разговор в нужном русле.
Лично мой подход к общению с пользователями достаточно сильно изменился после прочтения этой книги. Очень советую всем, кто хочет заняться разговорами с пользователями! Будете задавать правильные вопросы — начнете получать полезные ответы.